Третьяковка соединила два шедевра Василия Кандинского

«Композицию VI» привезли из Эрмитажа и повесили напротив «Композицию VII» из своего собрания
«Композиция VII» – половина выставки «Контрапункт»/ Е. Разумный/ Ведомости

Выставкой «Василий Кандинский. Контрапункт: «Композиция VI» – «Композиция VII» Третьяковская галерея отмечает 150-летие великого художника. Так же его отпразднует и Государственный Эрмитаж: ему принадлежит одна из абстрактных композиций – и там выставка двух шедевров продолжит свое существование.

Конечно, очень хотелось бы увидеть большую монографическую экспозицию одного из самых сложных и впечатляющих гениев ХХ в. Такая была в Третьяковке однажды и давно – 27 лет назад, но не случилось (выставку Кандинского анонсировал Русский музей). При прошлом директоре галереи решили ее не устраивать, а нынешний и не успела бы.

В качестве компенсации «Контрапункт» оформлен запредельно торжественно. Надпись «Кандинский» на лестнице внушительностью спорит с неоновыми буквами «Гелий», открывающими большую ретроспективу художника Коржева, соседство которого с юбиляром до смешного бессмысленно.

Пространство для двух «Композиций», написанных в 1913 г., эффектно выгорожено черными стенами. «Композиция VI» висит строго напротив «Композиции VII», и подсвечены они настолько ярко, что поначалу кажутся гигантскими экранами с электронными репродукциями. Тем более что на подходе к ним показывают в меру изобретательные видео о художнике, его методе и истории создания картин.

Но живопись Кандинского настолько мощная, что обе композиции, несмотря ни на какие чрезмерности устроенного для них приема, сразу захватывают внимание и заставляют бесконечно рассматривать загадочные и яркие изображения, угадывая очертания предметов в почти абстрактных красочных сочетаниях.

Для всех желающих понять причину такого воздействия приготовлены обширные пояснения (на стенах) и во всех смыслах доступное издание (в музейном магазине). Там рассказано много полезного и интересного. В том числе что в основе «Композиции VI» лежит библейская тема потопа, а «Композиции VII» – евангельская Апокалипсиса.

До 13 июня