Статья опубликована в № 4064 от 27.04.2016 под заголовком: Вместо ЗиЛа будет балет

Культурный центр ЗиЛ отметит столетие знаменитого завода премьерой нового балета

Ради его создания учрежден конкурс композиторов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Балетная премьера станет частью юбилейных торжеств, которые пройдут в конце этого года. Парадокс в том, что через короткое время после юбилея ЗиЛ закроется. Однако Культурный центр ЗиЛ несколько лет назад юридически отделился от завода и стал самостоятельным учреждением культуры. Поэтому запланированный балет не станет корпоративным достоянием: на заводе в лучшем случае знают о планах его создания, средства же на проект культурный центр изыщет или заработает сам, чтобы сделать бывшему патрону подарок, достойный его былой славы.

Сто лет назад параллельно с автомобилестроением развивался художественный авангард. Годом позже открытия завода, в 1917 г., появилось слово «конструктивизм», а высшим достижением стиля в музыке стала пьеса Александра Мосолова «Завод» из неосуществленного балета «Сталь» (1928), с тех пор вошедшая в репертуар многих оркестров мира. Один из кураторов нового проекта, музыковед Ярослав Тимофеев, надеется на то, что мыслимое произведение установит некий мост с полными надежд временами столетней давности.

Редкое дело

Конкурс на создание оперы или балета для детей проводили в 2008 г. совместно Большой театр и Союз театральных деятелей России. Выиграл балет Ефрема Подгайца «Мойдодыр», поставленный в Большом в 2012 г.

Это не значит, что современные композиторы обязаны улечься в прокрустово ложе конструктивизма: им дарована полная свобода как в выборе стиля, так и в изобретении сюжетики. Концепцию и план, а также фрагмент музыкальной партитуры длиной не менее трех минут нужно изобрести в течение ближайшего месяца: заявки принимаются до 9 июня. В этом сказывается не только пожарный порядок проведения конкурса, но и расчет на молодых, еще не заваленных заказами композиторов. В то же время возрастных ограничений положение не вводит, поэтому любой мэтр, кто сочтет для себя возможным вступить в анонимное состязание с молодыми, может взять верх в силу опыта и профессионализма. Сумма призового гонорара производит впечатление – полмиллиона рублей. С победителем будет заключен договор, по которому он должен будет закончить всю партитуру до конца сентября. Ставить произведение будут молодые хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев, а исполнять – труппа «Балета Москва». Переформатированный, как и сам Культурный центр ЗиЛ, в эпоху Сергея Капкова, этот театр за несколько лет вышел на отменный репертуарный и творческий уровень, чему лишнее подтверждение – свежая «Золотая маска» спектаклю Александра Пепеляева «Кафе Идиот». Оркестр составят участники Студии новой музыки – консерваторского коллектива, чей дирижер Игорь Дронов параллельно накопил богатый балетный опыт в Большом театре.

В пользу выбора жанра у кураторов есть и более общее соображение: много раз случалось так, что именно в балете русское искусство достигало общехудожественных прорывов. Ожидания кураторов, впрочем, разные: директор центра Елена Мельвиль настроена на нечто авангардное и новаторское, в то время как музыковед Рауф Фархадов, ссылаясь на конец эпохи экспериментов, ждет появления доброкачественного репертуарного балета. Выбор сделает жюри, состав которого внушает уверенность в успехе: наряду с самими кураторами и участниками постановки в него вошли авторитетные композиторы Владимир Тарнопольский, Виктор Екимовский и Владимир Мартынов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more