Статья опубликована в № 4278 от 13.03.2017 под заголовком: Балерина любила Левитана

Галерея «Наши художники» показывает фрагменты коллекции Екатерины Гельцер

Все собрание балерины восстановить невозможно
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Собрание русской живописи орденоносной балерины Екатерины Гельцер считалось в советские времена чуть ли не первым среди московских, но точного и системного описания его не сохранилось. После смерти владелицы вещи частью (небольшой, но ценной) передали в Третьяковскую галерею, а большую часть постепенно распродали.

Выставка «Гельцер. Коллекция» в галерее «Наши художники» представляет четыре десятка работ, висевших когда-то на стенах большой квартиры в доме титулованных артистов в Брюсовом переулке, где и жила прима Большого театра. Выставки, посвященные коллекционерам, сейчас в моде, а для галереи «Наши художники» жанр этот любимый, так что благодаря исследованиям ее сотрудников удалось хотя бы частично реконструировать легендарное собрание и представить его хозяйку не в качестве выдающейся танцовщицы, но любителя, ценителя и владелицы прекрасных образцов русской живописи.

Вкус, судя по выставке и каталогу (где воспроизведено вдвое больше работ, чем показано в галерее), у Екатерины Гельцер был очень женским, можно сказать лирическим. Она любила пейзажи, прежде всего Левитана, и на выставке таковые есть, хотя не ими она интересна. Внимание Гельцер привлекали сюжеты, связанные с театром, и работы для него. Эскизов к постановкам на выставке много, прежде всего Константина Коровина. Он работал художником в Большом театре до и после революции, с Гельцер дружил и, наверное, дарил ей какие-то свои вещи. Еще одна театральная тема выставки и собрания – портреты. Все женские, актерские, очаровательные.

Украшение выставки – большая акварель Михаила Врубеля «Гензель и Гретель» – двойной портрет печальных и усталых Татьяны Любатович и Забелы-Врубель в костюмах и гриме главных героев оперы Энгельберта Гумпердинка, поставленной в опере Саввы Мамонтова. Здесь они уже вышли из роли сказочных детей и совсем не так лучезарны, как в двух других картинах Врубеля с тем же названием. Легок и артистичен и эскизный, импрессионистский портрет Любатович, написанный Коровиным. Пленительна Ольга Спесивцева на нежнейшем графическом портрете Савелия Сорина. В общем, выставка получилась прежде всего чувствительная, ну и познавательная конечно.

До 27 апреля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more