Жены выглядят прекрасно

Музей русского импрессионизма сделал выставку портретов жен художников
На картине Бориса Григорьева его жена и сын /Максим Стулов

Вера, жена Сергея Судейкина, перечислила в дневнике свои супружеские обязанности, первой была «заставлять работать художника хотя бы палкой», седьмой и последней – «быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью». Выставка в Музее русского импрессионизма не исчерпывает необъятной темы и не блещет шедеврами. Что понятно: музей частный, его возможности относительно скромные. Да и нет среди великих русских картин портретов жен художников. Милые, удачные, хорошие, нежные есть, но не творческие вершины. Вот Саския у Рембрандта или мадам Сезанн вошли в историю искусства, хотя и не были «физическим идеалом», но и предметом для модернистских экспериментов, изменяющих лицо и тело до неузнаваемости, героини выставки не стали.

Портрета Веры Судейкиной, а муж ее писал идеальной, на выставке нет. Судейкин представлен прекрасной, артистичной картиной «Моя жизнь» (второе название – «Кабаре «Приют комедиантов»), где изображены он сам в костюме Арлекина, его любовник поэт Михаил Кузмин, его первая жена Ольга Глебова-Судейкина и вторая жена Вера – герои и героини богемы русского Серебряного века.

Но «Моя жизнь» не типичная картина на выставке. Женщины, чей облик хранят собранные на ней портреты, написаны мужьями с любовью к ним, а не к живописи. Гротескно изобразил свою жену разве что Аристарх Лентулов. А Илья Репин, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский, Александр Дейнека, Василий Шухаев и Борис Григорьев – уж на что разные художники – были к своим половинам одинаково нежны. По крайней мере в портретах. В жизни все происходило сложнее. Так что выставка получилась исключительно лирическая, почти идиллическая. А о жизни рассказывает каталог.

До 15 мая