Французский стартап предсказывает модные тенденции с помощью алгоритмов

Нейронные сети справляются с прогнозами не хуже охотников за трендами
Компания разработала технологию, с помощью которой можно оценить, какой тренд или продукт будет актуален у десятков, сотен и даже тысяч покупателей /Nicholls / REUTERS

В бизнесе, связанном с сезонными тенденциями, очень ценно предвидеть, а лучше знать, что понравится покупателю в ближайшем будущем. Вот, например, мода: вчера у вас раскупили все небесно-голубые жакеты, сегодня – все белые кроссовки с ажурным принтом. А вот желтые топы, которые вы закупили, потому что они были на показах пяти главных модных домов, почему-то никто не берет. Так как узнать, за что клиент готов будет платить через шесть месяцев? Можно по привычке смотреть, что хорошо продавалось в прошлом году, и сравнивать с прогнозами дизайнеров и конкурентов. А можно использовать математику.

Так делает парижский стартап Heuritech, среди клиентов которого Louis Vuitton, Dior, Jimmy Choo, Adidas и другие именитые модные бренды. Компания разработала технологию, которая анализирует фото и видео из социальных сетей. С ее помощью можно быстро оценить, какой тренд или продукт будет актуален у десятков, сотен и даже тысяч покупателей.

Сначала был код

«Сначала мы написали программу, применявшую искусственный интеллект для анализа данных с фотографий, – говорят Тони Пенвиль и Шарль Ольен, доктора наук в области анализа данных и основатели Heuritech. – А потом стали искать ей применение. На встрече с Louis Vuitton мы осознали потенциал нашей технологии для индустрии моды. Дом Louis Vuitton стал нашим первым клиентом – вместе мы разработали алгоритм, распознававший на фотографиях сумки компании. Потом нашли инвесторов, фонд Serena, и смогли взять на работу профессионалов из области моды, так как наша команда изначально с техническим бэкграундом».

Продукт компании – платформа, которая предоставляет результаты сбора данных по определенным трендам или типам продуктов. Клиентов учат пользоваться технологией и помогают систематизировать данные, полученные от прогнозов. Бизнес-модель компании – подписка на определенную категорию продукта или тренда. Сейчас среди клиентов Heuritech есть компании со всего мира – многие хотят знать, что будет лучше продаваться, «чтобы работать над будущими коллекциями в более спокойной атмосфере», говорят основатели Heuritech.

Вот типичная задача. «Нам были заданы параметры: возраст покупательниц от 20 до 35 лет, бюджет – 80–200 евро, выход коллекции через шесть месяцев. Мы собрали данные, которые показывали резкий рост спроса на определенный принт. И действительно, продажи вещей с этим принтом увеличились на 15%», – рассказывают Пенвиль и Ольен. 

Нейронная сеть вместо охотников за трендами

Heuritech не первая французская компания, решившая поверить алгеброй капризные модные тренды. В стране давние традиции такого рода предсказаний. Но долгое время законодателями трендов были парижские гуру моды, т. е. бюро модных тенденций. За внушительные суммы они продавали «буки» – каталоги, в которых были красиво скомпонованы цвета, фасоны и текстуры будущего, собранные «охотниками за тенденциями». Последние, надо сказать, вели приятный образ жизни – разъезжая по свету, они «искали вдохновение». Когда несколько лет назад в интервью у одного из таких агентств – наверное, самого известного – я спросила, не проще ли такие данные собирать в соцсетях, никуда не перемещаясь, он ответил, что в подобных данных нет глубины. 

Чем больше изображений видит и анализирует система, тем быстрее обучается /HEURITECH

Теперь благодаря deep learning глубина появилась. Чтобы создать алгоритм, способный анализировать 10 000 фотографий в секунду, нужно быть специалистом в области искусственного интеллекта. Большая часть команды Heuritech как раз специалисты в области машинного обучения. Подкатегория этой области – deep learning, которую применяет стартап, – позволяет создавать самообучающуюся нейронную сеть, которая может принимать решения самостоятельно. Чем больше изображений видит и анализирует система, тем быстрее обучается. Задача Heuritech – собрать как можно больше данных, чтобы давать наиболее точные прогнозы. 

Долгой ли будет счастливая жизнь алгоритма, построенного на анализе данных, собранных из социальных сетей? Другими словами, не перестанем ли мы пользоваться сетями через пять, скажем, лет и не потеряет ли в результате технология актуальность? Сейчас, по данным компании, количество данных только растет. Пользователи проводят в Instagram и TikTok около 53 минут в день, 60% из них черпают идеи для новых покупок именно в социальных сетях, 71% принимает решение о покупке, увидев товар в соцсетях. «В ближайшее время социальные сети останутся основным источником данных для прогнозов в области моды, красоты и стиля жизни», – уверены в Heuritech.