Люди каких профессий врут чаще других

Чаще других обманывают клиентов представители торговли, пиарщики, дикторы радио и телевидения и кредитные агенты – таковы данные опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru.
С.Портер

Специалисты сами – анонимно – признаются, что готовы сказать неправду, приукрасить либо исказить информацию о товаре или услуге, если это нужно для достижения высоких результатов на работе.

Как показывают данные опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob.ru, наибольшую предрасположенность ко лжи продемонстрировали работники сферы сбыта – 61% торговых представителей и 58% менеджеров по продажам.

Вполне допустимой ложь в профессиональных целях считают 57% представителей таких профессий, как пиар-менеджеры, ведущие и дикторы радио и телевидения. Всего на 1% от них отстают специалисты по кредитованию (56%), объясняющие склонность к искажению и приукрашиванию информации особенностями русского характера: "Это стиль жизни в России! Везде: в политике, в дружбе, в семье, в коллективе..." В отличие от них портные (54%) утверждают, что обманывают заказчика преимущественно в тех случаях, когда чувствуют в себе скрытый потенциал: "Приукрасить правду можно тогда, когда уверен, что сможешь сделать то, о чем говоришь".

Рекламщики (54%) признаются, что в силу профессии они акцентируют внимание потребителя на достоинствах товаров и услуг, дипломатично умалчивая о недостатках.

Склонность "рисовать воздушные замки перед потребителями" обнаруживает в себе половина менеджеров по работе с клиентами и логистов (50%), а также почти каждый второй маркетолог (49%). По словам представителей этих профессий, лгать они вынуждены ради привлечения новых заказчиков, то есть во имя процветания фирм.

Руководители предприятий (46%) объясняют необходимость иногда скрывать правду отеческим отношением к своему делу и подчиненным: "Это делается с той же целью, с какой родители лгут своим детям: иногда приукрашивают, иногда заведомо говорят неправду, чтобы потом было хорошо".

Правдолюбы преобладают среди программистов, работников парикмахерских (обманщиков среди них 26%), а также среди учителей и преподавателей (24%). По признанию врачей (23%), они, как правило, искажают правду при трудоустройстве.

Замыкают рейтинг потенциальных лгунов няни, гувернёры и помощники по дому. В готовности к заведомому обману признались лишь 20% из них.

Опрос проводился 7-17 июля, в нем приняли участие 17 500 работающих россиян – представителей 50 профессий.

Параллельно проведенный опрос 3000 россиян о том, представителям каких профессия они доверяют меньше всего показал, что 51% грешат на работников торговли, не доверяя продавцам-консультантам, рыночным торговцам, менеджерам по продажам, торговым представителям, сотрудникам отделов сбыта.

На втором месте с огромным отрывом оказались управленцы различных уровней – им не доверяют 6%. 4% россиян подозревает в обмане специалистов по рекламе. Методы работы риелторов вызывают недоверие у 3% респондентов. Столько же опрошенных (3%) уверены, что "в данное время лгут практически все". 2% россиян не верят маркетологам и юристам, а также политикам. Еще реже во лжи подозревают кадровиков, банковских служащих, медиков, страховщиков, косметологов. Эти профессии набрали не более 1% голосов опрошенных.