Статья опубликована в № 2789 от 10.02.2011 под заголовком: Личный коуч: Допрос: стратегия диалога

Личный коуч: допрос, стратегия диалога

В ситуации допроса люди порой ведут себя неадекватно: выдают много лишней, недостоверной информации, создавая проблемы и себе, и коллегам. Такое поведение объясняется не только индивидуальными особенностями в условиях стресса. Зачастую оно провоцируется следователем – специальными техниками, профессионально расставленными ловушками, в которые попадают все, независимо от опыта. Рассмотрим самые распространенные.

Перевод стрелок

Следователь просит прокомментировать действия коллег: «Почему ваш финансовый директор принял такое решение? Как вы можете это объяснить?» В такой ситуации возникает обманчивое ощущение, что, переведя разговор на кого-то другого, ты уходишь с минного поля, где можно подорваться на любом вопросе. Кажется, что теперь самое время расслабиться: ведь речь идет о том, что напрямую тебя не касается и не попадает в зону твоей ответственности. Мы домысливаем, интерпретируем чьи-то действия, с удовольствием высказываем свои соображения, а вместе с ними – недостоверную и небезопасную информацию.

Многозначительная пауза

Бывает, следователь берет продолжительную паузу и многозначительно молчит, а заодно дает понять, что у него и без нас достаточно информации: достает пухлые дела, просматривает чьи-то показания, качает головой, как будто ему все уже ясно. Повертев перед нами бумагами, убирает их, так и не дав прочитать. Это только усиливает неопределенность ситуации и нашу тревожность. Хочется заполнить паузу, и, не дожидаясь конкретного вопроса, мы начинаем говорить, на самом деле отвечая на свои страхи и сомнения. И этот словесный поток несет в себе массу ненужной информации. Эмоционально и без разбора мы говорим обо всем подряд.

На слабо

Следователь пытается спровоцировать и вывести из равновесия: «Неужели у вас такая плохая память? Это же было на прошлой неделе!» Тем самым он призывает оправдываться, защищаться. В ответ действительно так и тянет сказать: «Да нет же, я все прекрасно помню!» Он может играть на самолюбии, ставить под сомнение нашу компетентность: «И вы не знаете, что делается у вас под носом?! Получается, вы ничего не решаете, ничего не контролируете?» Конечно, многих это задевает – и заставляет доказывать свою значимость: «Почему же?! Я в курсе...»

Сталкивание лбами

Следователь пытается сбить с толку: «Все ваши коллеги описали ситуацию по-другому». У человека возникает паника и ощущение, что его хотят сделать крайним, оставить в дураках. Неужели меня подставили? Получается, все остальные уже отстрелялись, а я до сих пор сижу здесь, и меня еще пытаются в чем-то уличить». Тем самым следователь заставляет защищаться, нападая на других. Проглотив наживку, человек поспешно выкладывает все известные ему подробности: «Вас дезинформировали. Все совсем не так. Я сейчас расскажу, как было на самом деле».

Добрый следователь

Следователь сокращает дистанцию и пытается превратить допрос в непринужденную дружескую беседу. Он вежлив, обходителен и как будто извиняется за то, что вынужден отвлекать нас от дел: «Вы не возражаете, если я задам несколько вопросов?» Чтобы расположить к себе, он для начала предлагает чай, кофе: «Спасибо, что нашли время! Очень рад знакомству!» Он делает все, чтобы собеседник перестал видеть в нем следователя. В результате мы расслабляемся, забываем, где находимся, и незаметно для себя теряем бдительность.

Конечно, ловушек, в которые заманивает опытный следователь, намного больше. Но даже в нескольких примерах просматривается общий механизм: нас провоцируют на действия, которые идут в ущерб нашим же интересам. Чтобы не попадать в эти ловушки, стоит придерживаться следующих правил:

Осознать ситуацию и роль

Нужно четко понимать, кто есть кто в ситуации допроса: что предполагает роль следователя и что – наша собственная роль. Задача следователя – получить как можно больше информации, что он и делает, прибегая к разным профессиональным тактикам. Наша задача, напротив, дать как можно меньше информации, которая будет работать против нас и других сотрудников компании. Ради этого можно позволить себе быть «двоечником», отвечающим: «Я точно не знаю», «Я плохо помню». Не бояться вести себя смешно, нелепо и даже глупо. Не считать зазорным, если нас примут за человека, который не очень хорошо понимает, что происходит в организации, и даже не знает, что делается за соседним столом.

Контролировать эмоции

Понятно, что в стрессовой ситуации сложно сохранять равновесие. И все-таки нужно стараться контролировать эмоциональное состояние – так, чтобы одна часть вас отвечала следователю, а другая все время была начеку: анализировала ход беседы, следила за тем, что и как вы говорите. Постепенно уровень стресса будет снижаться, и мы сможем оценить все сказанное в начале беседы, когда тщетно пытались справиться с волнением. Это позволит увидеть ошибки и, если нужно, скорректировать показания, объяснив это тем, что неправильно поняли вопрос.

Правда и ничего лишнего

Говорить надо правду и только правду, но, возможно, не всегда в полном объеме. И, конечно, не давать никакой ложной информации! Стоит следовать принципу «чем меньше, тем лучше», ведь допрос – это не экзамен, на котором нужно продемонстрировать все свои знания, и не исповедь. Предельная откровенность и словоохотливость могут только навредить.

На допросе не бывает случайных слов. Надо быть готовым к тому, что следователь может не один раз возвращаться к любой нашей фразе и даже адресовать к ней других людей, проходящих по делу. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно подумать: а готов ли я подписаться под этими словами? Смогу ли повторить их в любом состоянии, в любое время, в любой ситуации? Ведь одни и те же вопросы могут задаваться неоднократно. И чтобы не запутать следствие и не запутаться самому, нужно говорить только о том, в чем абсолютно уверен, т. е. отвечать только за себя, оставаясь в пределах своей компетенции. Не нужно ее расширять, пытаясь казаться умнее и значительнее, лучше, наоборот, сузить: чем меньше круг обязанностей, тем меньше спрос.

Не усложнять

Чтобы не создавать впечатление, что мы пытаемся «темнить», нужно стараться избегать сложных, запутанных фраз и попусту не лить воду. На экзамене, когда не знаешь ответа на вопрос, это выручает, на допросе – нет. То, что когда-то спасало нас от пересдачи, здесь, наоборот, может потопить. Не стоит наводить тень на плетень и употреблять многозначительные словосочетания, например «финансовые схемы», «информационные потоки», «отношения с контрагентами». Если мы говорим слишком расплывчато, то сами подталкиваем следователя к дальнейшим расспросам. Он начинает уточнять, прояснять какие-то моменты, и разговор затягивается.

Не торопиться

Кажется, чем быстрее мы будем отвечать на вопросы следователя, тем скорее они закончатся. Увы, на допросе действует обратная закономерность: чем более эмоционально и торопливо мы отвечаем, тем дольше длится беседа. Каждое поспешно сказанное слово может сыграть с нами злую шутку. Поэтому, если мы хотим как можно скорее завершить эту неприятную ситуацию, не надо «тарахтеть». Лучше взять паузу и продумать ответ, а не выпаливать первое, что приходит на ум. Чтобы психологически настроиться на допрос, можно вспомнить выражение: «молчание – золото» и не стесняться молчать, если не уверены до конца, что информация не только правильна и уместна, но и безопасна.

Доводить дело до конца

Даже если у следователя нет больше вопросов, не нужно облегченно вздыхать, считая, что на этом все закончилось, расслабляться раньше времени и трубить победу: «Как достойно я держался, как грамотно отвечал! Теперь можно забыть об этом как о страшном сне!» Кроме устной беседы, есть еще протокол, в котором фиксируются показания. Чтобы убедиться в том, что наши слова не искажены, надо все внимательно прочитать, а не подписывать не глядя. Возможно, многое из сказанного покажется лишним, и тогда не помешает вернуться к каким-то вопросам, внести уточнения и поправки.

Уважать следователя

Важно сохранять уважительное отношение к следователю, понимая, что он выполняет служебные обязанности и решает профессиональные задачи. Тогда слова «не помню», «не знаю» не будут восприниматься как издевка. При этом не нужно забывать, что ситуация допроса жестко регламентирована и у каждого в ней своя роль: есть следователь, который задает конкретные вопросы, и есть тот, кто должен на эти вопросы ответить, – не более того.

Безусловно, все эти семь правил просты в теории, но соблюдать их на практике – непростая психологическая задача. Для многих допрос становится проверкой на прочность. Мы тратим силы, нервы, время – и потери в этой ситуации неминуемы. Но если придерживаться предложенных правил, появится шанс достойно пройти это испытание и с полным правом сказать: «Да, я сделал все правильно: отвечал конкретно, контролировал эмоции, четко осознавал свою роль и, главное, не потерял себя».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать