Почему уволили руководителя Росжелдора

Премьер Владимир Путин сменил руководителя Росжелдора. Геннадий Петраков уволился по собственному желанию, уверяют чиновники. Но эксперты и участники рынка считают, что дело в недавнем конкурсе по Кызыл – Курагино: Росжелдор не допустил к нему компанию друга Путина – Аркадия Ротенберга
Валерий Шарифулин/ ИТАР-ТАСС

Росжелдор

агентство в подчинении Минтранса. Является распределителем средств по федеральным целевым программам в сфере железнодорожного транспорта, согласовывает управление объектами инфраструктуры РЖД и т. д.

Перемены в руководстве Росжелдора утверждены распоряжениями Путина от 21 и 22 декабря, тексты этих документов появились на сайте правительства вчера. 57-летний Петраков, возглавлявший агентство с августа 2008 г., освобожден от должности «в связи с переходом на другую работу». Его сменил 35-летний Алексей Цыденов, занимавший должность заместителя директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства.

До прихода в Росжелдор Петраков работал в РЖД, возглавлял вологодское отделение Северной железной дороги. Связаться с ним вчера не удалось, представитель Росжелдора от комментариев отказался. Но его коллега из Минтранса уверяет, что Петраков ушел по собственному желанию. Впрочем, есть и другая версия. Скорее всего Петраков отправлен в отставку после скандала с конкурсом на строительство за счет госсредств участка железной дороги Кызыл – Курагино в Красноярском крае, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к двум компаниям, участвовавшим в тендере. Всего было восемь заявок, но трех претендентов, включая входящую в «Мостотрест» Ротенберга и акционеров «Н-транса» компанию «Трансстроймеханизация» (ТСМ), не допустили к участию в конкурсе. ТСМ предлагала лучшие условия – построить магистраль за 40,3 млрд руб. (при максимальной цене 47,4 млрд) в течение 867 дней. Однако платежное поручение о переводе Росжелдору финансового обеспечения не содержало отметки банка, что стало причиной исключения заявки компании, указывалось в протоколе конкурса. Победителем Росжелдор назвал «Стройновацию», входящую в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова, она запросила вторую по величине сумму (44,3 млрд руб.) и пообещала сдать объект за 918 дней. Результаты конкурса были объявлены 15 декабря. А уже через несколько дней ФАС по заявлению ТСМ и другого исключенного претендента – «УСК мост» – предписала Росжелдору отменить итоги конкурса и заново рассмотреть все заявки (см. врез).

Смена руководства не связана с конкурсом – ее начали готовить еще до подведения итогов, утверждают два чиновника Минтранса и аппарата правительства. Бывший руководитель агентства мало чем проявил себя, поэтому ему предложили уйти, объясняет один из них. Росжелдор в последнее время действительно ничем себя не зарекомендовал и скандал с конкурсом мог стать поводом, чтобы сменить руководителя ведомства, полагает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.