Есть ли будущее у ориентированных на возрастную аудиторию онлайн-сервисов

Многие российские и иностранные инвесторы скептически относятся к интернет-сервисам, адресованным пожилым людям. Но предприниматели, создающие продукты для этой аудитории, убеждены, что занимаются потенциально прибыльным делом. Ведь только в США покупательная способность 76-миллионного поколения беби-бумеров – $3,2 трлн в год

Проблема интернет-неграмотности старшего поколения и, соответственно, оторванности от семьи взволновала Ивана Осадчего еще два года назад. Бывший консультант McKinsey тогда жил в Нью-Йорке, а его 70-летний отец лежал в кардиологическом отделении московской больницы. «Я не мог с ним связаться и пообщаться, и это меня очень беспокоило», – рассказывает Осадчий. Он изучил все существующие программы, которые позволяли бы издалека настраивать и поддерживать родительское присутствие в сети, но они ему не понравились. Именно тогда у Осадчего появилась идея создать сервис, который облегчил бы пожилым людям освоение онлайн-коммуникаций.

Неподдельные внуки

Осадчий нашел инвесторов, поверивших в эту идею, нанял команду программистов, и в начале 2012 г. появилась программа FamilyRibbon. Сейчас сервис позволяет новичку за несколько минут освоить Skype, Facebook, онлайн-фотосервисы, что называется, в одном флаконе. Программа подходит для семейного общения людей всех возрастов, но особенно – для пожилых и детей, замечает Осадчий. Этому способствует упрощенный интерфейс, удобный для дальнозорких и близоруких, возможность дистанционной настройки и контроля. К примеру, есть опция напоминания о приеме лекарств и днях рождения. Настройки безопасности помогают контролировать онлайн-контакты неопытных пользователей. Пенсионеры часто становятся жертвами мошенников: например, в США распространено явление, получившее название «поддельный внук»: мошенник в социальных сетях собирает информацию о реальных внуках, а потом под их видом просит бабушек-дедушек выслать ему денег.

Многие инвесторы скептически относятся к этому сегменту рынка, полагая, что поколение 50+ социально и экономически неактивно, замечает Осадчий. Этому отчасти способствовал провал нескольких технологических стартапов: например, не прижился телефон, рассчитанный на пожилых, Jitter Bug, и онлайн-сервис Presto, который был интегрирован в принтер и распечатывал электронные письма. Но особые потребности у пожилых людей остались: больше общаться с семьей, не сильно перегружая память и глаза, и при этом чувствовать себя в безопасности. Удовлетворить их и попыталась программа FamilyRibbon.

«Статистика показывает: если запустить пожилых людей в сеть, они будут проводить там больше времени, чем тинейджеры», – уверяет Осадчий. И приводит в пример 87-летнюю Синди из штата Юта, которая до недавнего времени вообще не умела пользоваться компьютером. Но желание общаться со своими шестью детьми и 30 внуками и правнуками было настолько сильным, что она стала пользоваться новым сервисом.

В июне была запущена русскоязычная версия для iPad и Windows, которую можно скачать на сайте www.FamilyRibbon.ru. Сейчас программа для iPad стоит $4,99, в будущем создатели надеются сделать ее бесплатной, а зарабатывать на дополнительных услугах – sms и прочих, уточняет Осадчий.

Пенсионные туры

За последний год в России более чем в три раза выросло число интернет-пользователей старше 60 лет, которые посещают социальные сети. Если в феврале 2011 г. таких было 15%, то год спустя – уже 47%, по данным ВЦИОМ. Наиболее популярны у пенсионеров «Одноклассники» (41%) и «В контакте» (9%). При этом в США, например, 40% женщин и 20% мужчин этого возраста одиноки и, как правило, живут вдали от взрослых детей.

Сервисы, которые учитывают потребности людей старше 50 лет, в России пока встречаются только в виде идей для стартапов, рассказал Аркадий Морейнис, директор венчурного фонда «Главстарт». Развитие таких технологических стартапов – вопрос 5–7-летнего будущего, убежден он. «Недавно на одной из встреч, которые проводит фонд, москвичка-пенсионерка рассказала об идее запустить социальную сеть для пожилых, чтобы в ней могли общаться люди примерно одного поколения со схожими интересами», – приводит пример Морейнис.

Правда, в более традиционных отраслях уже появляются услуги и даже компании, ориентированные на пенсионеров. Например, год назад открылось туристическое агентство ForaFarmTravel, которое специализируется на организации путешествий для людей старше 50 лет. Придумала и реализовала этот проект Ольга Штауберг, совладелица ГК «Форафарм». Как правило, туры обходятся минимум на 10% дешевле, чем в среднем по рынку, туристов в любой поездке сопровождают врач и гид. «Мы адаптируем туры под потребности пожилых людей: у нас обычно короткие перелеты и переезды, неутомительные экскурсии, группы подбираются по возрастному признаку, а значит, в них не будет семей с маленькими детьми, которые могут раздражать наших туристов», – рассказала Ирина Соловьева, директор по связям с общественностью «Форафарма». Турагентство даже организовало клуб для своих клиентов «Бархатный сезон». Пенсионеры не могут путешествовать часто – обычно один или два раза в год, поэтому они встречаются в клубе, поясняет Соловьева. Например, есть традиция встреч туристических групп спустя неделю после поездки. Клуб дарит им фотографии из поездки, клиенты обмениваются впечатлениями и планами. ForaFarmTravel продвигает свои услуги в газетах, популярных у пенсионеров, – в «АиФ», «Столетнике».

Все для беби-бумеров

76-миллионное поколение американских беби-бумеров приближается к пенсионному возрасту, и некоторые инвесторы задумываются над тем, что интернет-сервисы для пожилых – это большой, но пока еще не освоенный рынок.

Американки Сью Краскопф и Нэнси Буш пытались убедить группу инвесторов в том, что смерть может стать хорошей возможностью для онлайн-бизнеса. Их веб-сайт MyWonderfulLife.com помогает беби-бумерам планировать и организовывать собственные похороны – от еды до декораций к гробу. «Мы знаем, что беби-бумеры – интернет-грамотное поколение, и знаем, 71% из них не хотят традиционных похорон», – сказала Краскопф на соревновании бизнес-планов стоимостью $10 000 в Кремниевой долине.

Многие зрелые рынки, такие как Европа и Япония, сталкиваются с таким же демографическим сдвигом. Особенно хорошо проблема стареющего рынка знакома японским компаниям. «Мы понимаем, что это очень привлекательный и состоятельный сегмент рынка», – сказала вице-президент компании Great Hill Partners Энн Хокинс. Эта компания уже вложилась в Vitacost – онлайн-продавца витаминов и в Legacy – онлайновый архив воспоминаний о людях.

Скрипят, но инвестируют

До сих пор венчурные инвесторы неохотно размещали средства в таких компаниях. «Мы хотим такую компанию, которая бы всегда присутствовала в сознании людей – пожизненно вела клиента», – сказал Ксандер Махони из венчурной компании Draper Fisher Jurvetson. – Но не ту, которая оформляла бы отношения с клиентом за год до его смерти».

В Кремниевой долине иногда слишком резко отказывают компаниям, ориентированным на пожилых. Такое отношение как раз и старается переломить американский лоббист AARP. Еще появятся огромные отрасли, которые будут ориентированы на людей старше 50, считает старший вице-президент AARP Джоди Хольцман. AARP инвестирует в стратегическое спонсорство мероприятий, таких как оплата беспроводного интернета на конференции Национальной венчурной ассоциации, где каждый пользователь увидит экран с вопросом «Какова ваша 50+ стратегия?».

Есть и примеры успеха. Например, компания, разработавшая сегмент для пожилых на сайте caring.com, запущенном в 2008 г. Множество клиентов веб-сервиса сервиса оказались в сегменте, который предоставляет услуги по уходу за родителями. Но Энди Коэн, основатель и главный исполнительный директор caring.com, считает, что успех был скорее случайностью. Cервис ориентирован на проблемы, а не на возраст, сказал он, и именно это убедило венчурных капиталистов инвестировать $20 млн в его компанию.

А проект FamilyRibbon Ивана Осадчего прошлой осенью выиграл конкурс, в котором участвовало 200 стартапов со всего мира, и стал резидентом одного из главных бизнес-инкубаторов Америки – технологического центра Plug and Play (PnP) в Калифорнии. Что это, как не признание ценности идеи?.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).