Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова
Статья опубликована в № 3264 от 15.01.2013 под заголовком: Человек без места

В России постепенно приживается концепция «гибких офисов»

В России постепенно приживается концепция «гибких офисов», в которых у сотрудников нет закрепленного рабочего места, да и самих мест меньше, чем сотрудников в штате компании
Д. Гришкин / Ведомости

На Западе такая организация офисов называется WPI (Workplace innovation) или NTO (Non-Territorial Office) и приобрела популярность уже давно, в России же к ней пристрастились пока немногие.

Например, в компании Philips переводить офисы на концепцию WPI начали еще в 2006 г. Такие офисы уже есть в Голландии, Индии, Норвегии, Сингапуре, Турции, Швеции, Бразилии и Португалии. Скоро их у компании по всему миру будет 35. В этот процесс окажутся вовлечены 15000 человек. В Philips рассчитывают, что реализация программы поможет компании сэкономить 28 млн евро в год.

По такому же принципу организован и офис Philips в России, в который компания перебралась в августе 2011 г.

«Мы создаем инновации. Это отражается и в организации рабочего пространства людей, создающих, продвигающих и продающих эту продукцию», – объясняет идею Цезари Пискорц, директор по персоналу Philips в России и СНГ.

Сотрудники сами определяют, где им удобнее работать. Офис поделен на зоны для индивидуальной и совместной работы, отдыха, встреч и совещаний. Есть и 10 тематических зон отдыха: «Россия», «1950-е», «Париж», «Природа», «Горы», «Океан», «Нидерланды», «Нью-Йорк», «Рим» и «Авангард», где можно и поработать, и отдохнуть, и перекусить, и выпить кофе с коллегами.

Рабочих мест в новом офисе на 30% меньше, чем сотрудников в российском подразделении, – именно такой процент в силу разных факторов находится вне офиса: в командировках, отпуске, на больничном, работает удаленно из дома, подсчитали в Philips. Новая концепция позволила компании сократить на треть затраты на аренду.

Без скидок начальству

«В первый рабочий день я опасался, что займу чье-то место, – вспоминает Иван Грибанов, специалист по корпоративным коммуникациям, работает в Philips около полугода. – Но мне объяснили, что даже если я займу место, за которым работает генеральный директор, то он просто выберет себе любое другое».

«Среди главных плюсов гибкого офиса – экономия площади и, как следствие, экономия денег, – считает Павел Безручко, генеральный директор «Экопси консалтинга». – Но такой подход могут себе позволить только компании с неритмичным присутствием сотрудников в офисе».

Международная корпорация Cisco Systems также пропагандирует концепцию гибкого офиса. «В Москве уже целые группы сотрудников (например, системные инженеры) работают именно так», – рассказывает Александр Палладин, руководитель пресс-службы ООО «Сиско системс».

Следование принципам концепции WPI касается абсолютно всех, даже топ-менеджмента. «Я часто сижу по соседству с генеральным директором, нам нравится работать в одной и той же зоне», – улыбается Грибанов.

Павел Безручко был инициатором внедрения концепции нового офиса для «Экопси консалтинга». Осенью 2011 г. компания переехала в офис, где закрепленных рабочих мест для консультантов больше не было. Новый подход позволил компании перебраться в офисный центр класса А, не увеличив затрат на аренду.

Фактор бесхозности

Когда смотришь на девственно чистые столы в офисе Philips, так непохожие на традиционные рабочие места, «припудренные» десятком личных мелочей, невольно возникает вопрос: насколько комфортно без всего этого работать?

«У сотрудников есть персональные ящички-локеры, в которых они могут хранить вещи и документы. Есть помещение для сменной обуви и гардеробные для верхней одежды», – поясняет Пискорц.

Через два месяца после переезда в Philips провели анонимный опрос сотрудников. Пискорц утверждает, что удовлетворенность рабочим пространством повысилась с 47 до 60%. 77% сотрудников ответили, что не хотели бы вернуться к стандартному офису. Но 23% были недовольны тем, что стало сложнее найти место для работы с конфиденциальной информацией или нужных коллег.

«Период привыкания к мобильности есть – от полугода до года, – предупреждает Безручко. – При организации гибкого офиса становятся крайне важны небольшие закрытые переговорные комнаты, чтобы сотрудники могли уединиться и восполнить потребность в своем угле. Таких комнат должно быть достаточно».

В кулуарах сотрудники «Экопси» говорят, что перейти на новую концепцию офиса психологически непросто. После переезда многие стали проводить в офисе меньше времени, хотя сам по себе офис и его расположение более удобны. На эффективность работы такой формат не влияет, но на лояльность компании и желание ассоциировать себя с ней оказать влияние может, полагают эксперты.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more