С какими проблемами столкнется бизнес в наступившем году

Какими будут главные вызовы бизнесу в 2013 г.? За что компании будут держаться, как за спасательный круг, а что решат обновить, выяснили авторы исследования CEO Challenge из аналитической компании Conference Board

Результаты свежеопубликованного исследования показывают: компании все больше стремятся «контролировать все, что только поддается контролю». Одновременно они снижают внешние и внутренние угрозы бизнесу с помощью риск-менеджмента.

В этом году респонденты поставили на первые места проблемы, связанные с человеческим капиталом, эффективностью и инновационностью бизнеса и его клиентоориентированностью. Далее в списке стоят экономические и политические риски, а также проблемы законодательства, которые занимают пятое и шестое места соответственно, спустившись на несколько пунктов вниз по сравнению с прошлым годом.

Барт ван Арк, главный экономист Conference Board и соавтор исследования, говорит: «В прошлом году было больше паники из-за предполагаемого экономического спада. Теперь компании свыклись с мыслью, что рост будет идти более медленными темпами, чем предполагалось. Поэтому нужно научиться делать еще лучше то, что они уже делают хорошо».

В сфере работы с человеческими ресурсами особое внимание бизнес-лидеры планируют уделять всестороннему обучению персонала на всех уровнях компании, а не только на топовых позициях. «Имеет смысл развивать, удерживать, подпитывать энергией и грамотно управлять теми сотрудниками, которые у тебя уже есть. Ведь это могут быть лучшие сотрудники, которых компания выбрала для себя на весьма конкурентном глобальном рынке талантов», – пишут авторы CEO Challenge Survey.

Исследование показало, что сегодня лучше всего работает прагматичный и точечный подход к проблемам бизнеса. Легче переживают кризис те компании, которые на фоне экономического спада совершенствуют внутренние бизнес-процессы. Как писали в 2011 г. в книге «Выбор быть великим» (Great by Choice) Джим Коллинз и Мортен Хансен, «факторы, определяющие, станет ли компания по-наcтоящему великой в этом хаотичном и нестабильном мире, формируются работающими там людьми».

В этом году респонденты практически единодушно проголосовали за главные вызовы 2013 г. Тем не менее в ряде регионов ответы отличались. В США, например, руководители компаний поставили на второе место проблемы законодательства, а на первое – повышение эффективности бизнес-операций. Возможно, это было связано с тем, что опрос проводился во время предвыборной кампании и его результаты отразили страхи избирателей по поводу изменений налогового законодательства.

Conference Board посоветовала западным компаниям не почивать на лаврах, а стремиться к инновациям. Предупреждение было сделано в связи с тем, что стремление к инновациям в самый верх списка поставили азиатские лидеры, а отнюдь не европейские и американские. В Китае же инновационность была названа главным вызовом, стоящим перед бизнесом в 2013 г.

Conference Board проводила опрос с сентября по ноябрь прошлого года. Помимо основных вызовов 2013 г. исследователи затронули также темы создания корпоративного бренда и репутации, экологичности бизнеса и доверия к нему со стороны общества.

Только в Китае гендиректора поставили проблему экологичности на третье место в списке вызовов. В других странах социальные и экологические проблемы оказались на последних местах. И это несмотря на то, что подобные темы сейчас бурно обсуждаются на конференциях, в советах директоров и в новых книгах по менеджменту.

Графу «доверие к бизнесу» Conference Board ввела только в нынешнем году, вместо графы «связи с инвесторами». Решение о замене было принято после громкого заявления нескольких гендиректоров крупных компаний о том, что недоверие со стороны общества может препятствовать развитию бизнеса компании. Тем не менее во время опроса бизнес-лидеры во всех регионах мира поставили эту графу на одно из последних мест среди вызовов, стоящих перед бизнесом в 2013 г.