Менеджмент
Бесплатный
Кана Инагаки

Японский концерн Мурата ставит на рост рынка смартфонов в течение еще минимум пяти лет

Мы практически каждый день контактируем с продукцией японской компании Murata, но если и слышали о ней, то благодаря ее роботам. Murata Boy разъезжает на велосипеде, а Murata Girl балансирует на одном колесе
Kiyoshi Ota / Bloomberg
Биография Цунео Мураты. 1974

пришел на работу в Murata Manufacturing

1975

отправился в американское подразделение JFD Electronics Components (Нью-Йорк)

1983

вернулся в Японию, на фабрику в префектуре Шимано

1988

назначен управляющим директором Murata Europe Management в Германии

1989

вошел в совет директоров Murata Manufacturing

1991

брат Цунео Ясутака стал президентом Murata

2003

назначен вице-президентом

2007

стал президентом

Дружеский взгляд конкурента

Редко когда случается так, что конкуренты работают плечом к плечу. Но Икуо Утияма, президент еще одного японского производителя электронных компонентов - Nippon Chemi-Con, и Цунео Мурата стали друзьями после того, как они оба вошли в отраслевую ассоциацию. «Он спокойно выслушивает мнения других людей, вот почему у его компании очень открытая культура, - говорит Утияма. - Это мягкий человек, но он вглядывается в будущее и весьма агрессивно проводит поглощения за рубежом».

Один из крупнейших в мире производителей электронных компонентов, основанный в 1944 г., - отнюдь не общеизвестная марка в отличие от той же Sony. Murata преуспела, выпуская мелкие, но критически важные детали, спрятанные далеко от глаз потребителей в недрах планшетов, смартфонов и других гаджетов. А роботов инженеры компании придумали, чтобы поразить воображение широкой публики и связать образ компании с технически продвинутыми вещами. Последний плод их фантазии - набор из 10 чирлидерш, которые синхронно танцуют, стоя на шарах. Их придумали в честь 70-летия компании и в знак того, что благодаря Цунео Мурате она осваивает выпуск компонентов в новых сферах - автомобилестроении и здравоохранении.

И Murata, и Sony стали символами послевоенного восстановления Японии. Они захватывали все новые позиции по мере распространения транзисторных радиоприемников, телевизоров и персональных компьютеров. Но если Sony выпускает конечный продукт с известным брендом, то Murata - один из поставщиков компонентов, которые остаются в тени. Сейчас Sony и многие другие японские потребительские бренды сдали свои позиции в области и плейеров, и телевизоров, и телефонов конкурентам вроде Apple и Samsung. А малоизвестная Murata, капитализация которой на бирже Токио достигает $24 млрд, остается лидером своей отрасли.

Ее продукция варьируется от миниатюрных энергосберегающих керамических конденсаторов до противопомеховых фильтров, сенсоров и цепочек микросхем. На рынке конденсаторов Murata занимает 35%. Среди ее клиентов и Apple, и Samsung, и Sony, и китайские бренды вроде Xiaomi и Huawei. «Кто бы ни брался за выпуск телефонов, спрос на наши компоненты только растет», - хвастает Мурата.

Производство как наука

Цунео Мурата - младший из трех сыновей. Он вспоминает, что у него не было особых шансов попробовать себя в каком-либо другом бизнесе. К семейному делу он присоединился меньше чем через месяц после окончания вуза.

А в 2007 г. ему пришлось принимать дела у старшего брата Ясутаки, который возглавлял бизнес 16 лет.

За полвека отец Цунео и Ясутаки превратил стартап в международную компанию, 90% продукции которой идет на экспорт. Стратегия, которая привела к успеху, звучала так: выпускать инновационные продукты, которые не так-то просто скопировать.

Цунео успел поработать на многих заводах Murata. Благодаря этому опыту он понял, как работает низшее звено персонала, и оказался весьма подготовлен к высшему посту. «Важно, что я на опыте познал важность монозукури», - говорит он. «Монозукури» переводят как «искусство, наука и мастерство производства». Речь не только о технологиях, но и о стремлении работников к совершенству, к улучшению.

Каждый год Мурата посещает два десятка заводов компании и редко когда пропускает ежегодное соревнование, во время которого сотни работников Murata продвигают свои идеи по повышению качества и производительности.

Ориентир на доверие

В текущем финансовом году компания рассчитывает увеличить чистую прибыль на 33% до 124 млрд иен. Если так, то это будет рекорд для этого тысячелетия.

Мурата тщательно обдумывает каждое слово. А вот компания, утверждает он, полагается на быстрые решения: «На рынке [электронных компонентов] технологии постоянно меняются. У людей нет нужды получать одобрение высшего руководства для каждого шага». Своевременное принятие решений и быстрое их претворение в жизнь критически важно, например, на основном для компании рынке смартфонов.

Мурата просто не может позволить себе долгих совещаний руководства для одобрения каждого решения. Поэтому он приучает работников на местах к мысли: «Я хочу, чтобы каждый из наших сотрудников проявил все свои умения».

Но время от времени, признает Мурата, нужен более широкий взгляд из штаб-квартиры. Особенно сейчас, когда компания находится на распутье, пытаясь избавиться от зависимости от производства комплектующих для смартфонов. На него приходится около половины $8-миллиардной выручки компании.

За одну ночь картина не изменится. Мурата ставит на то, что рынок смартфонов будет расти еще минимум пять лет, даже если клиенты вроде Samsung вынуждены будут все это время бороться с падением выручки. Мурата надеется избежать потерь своей компании, сделав упор на работу с китайскими производителями смартфонов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать