Менеджмент
Бесплатный
Светлана Романова
Статья опубликована в № 4006 от 02.02.2016 под заголовком: «Транснефть» попробует полиграф

«Транснефть» попробует полиграф

Зачем крупные российские компании проверяют сотрудников на детекторе лжи

Компания «Транснефть» планирует проверять сотрудников на детекторе лжи. Для этого компания закупит специальное оборудование «Диана-07» стоимостью 790 000 руб. за один аппарат, сообщает «Интерфакс». Поставщиком полиграфного комплекса станет ООО «Поликониус». Представители компании отказались комментировать «Интерфаксу» цели закупки этого оборудования.

«Транснефть» будет не единственной российской компанией, использующей полиграф. В среднем одна из 200 российских компаний использует детектор лжи, следует из данных опроса компании HeadHunter. Чаще всего им пользуются розничные компании или госпредприятия, говорит Марина Хадина, руководитель карьерного направления компании HeadHunter. Компаниям полиграф нужен по разным причинам. Одни пользуются им для проформы, по привычке советских времен. Другие пытаются выявить определенные категории сотрудников на первичном собеседовании. Предполагается, что детектор лжи выявит тех, кто склонен к воровству и обладает вредными привычками, по учащенному сердцебиению и дыханию, говорит Хадина. А третьи пользуются полиграфом для выявления мошенничеств.

«Северсталь» проверяет

В 2014 г. на полиграфе было протестировано 45 сотрудников, занимающихся закупками одного из видов сырья на Череповецком меткомбинате. В 2013 г. в коррупционную деятельность было вовлечено 75% закупщиков, а в 2014 г. – лишь 22% благодаря комплексному проекту по борьбе с мошенничеством персонала.

По данным «Интерфакса», с 2012 г. полиграфом пользуется ТНК-BP для проверки сотрудников, которые принимают решение о выборе подрядных организаций и поставщиков либо влияют на эти решения. А «Северсталь» использует детектор лжи для выявления экономических преступлений на протяжении 12 лет. Как следует из презентации компании (есть у «Ведомостей»), все сотрудники Череповецкого меткомбината – от рабочих до топ-менеджеров – проходят проверку на полиграфе один раз в 1,5–2 года. Александр Кряталов, директор по обеспечению бизнеса «Северсталь менеджмента», приводит данные проверок на полиграфе в «одном из сбытовых подразделений»: доля сотрудников, занимающихся воровством, в 2012 г. составляла 23% общего числа сотрудников, а в 2015 г. – 9%.

Нет исследований, которые подтвердили бы 100%-ную точность работы детектора лжи, уверена Хадина. Но имидж работодателя упоминание о детекторе лжи испортить может. Отказать в работе или уволить за неудовлетворительные результаты проверки на полиграфе нельзя по закону, говорит Дмитрий Кофанов, юрист по трудовому праву и гендиректор NSConsulting. Другое дело, что компании могут использовать полиграф вместе с другими средствами, отмечает эксперт. Они принимают решение об увольнении на основании объяснения сотрудника. «Если сотрудник говорит, что не вышел на работу, потому что переводил бабушку через дорогу, а полиграф покажет, что сотрудник солгал. Но основанием для увольнения будут не результаты полиграфа, а факт отсутствия на рабочем месте без подтверждающих документов», – объясняет Кофанов. По словам Кряталова, главный вопрос не в том, насколько точны данные, выданные полиграфом, а в том, что делать с подозрительными сотрудниками. Это повод для руководителей отделов присмотреться к неблагонадежным подчиненным и принять дальнейшие меры, полагает Кряталов.