Статья опубликована в № 4297 от 07.04.2017 под заголовком: Универсальный рюкзак

Как геодезист из Хабаровска сделал бизнес на рюкзаках

Он придумал рюкзак, с которым можно и колесить по тайге, и ходить на деловые переговоры

Хабаровчанин Павел Осипов работал инженером технической поддержки в компании «Геотехнологии», поставщике геодезического оборудования. Осипову приходилось то бродить по тайге, то ездить на встречи с клиентами. И ему всегда хотелось иметь прочный и удобный рюкзак, который хорошо бы смотрелся и со спецовкой, и с деловым костюмом. Подходящие модели американского и европейского производства дорого стоили, по 12 000–15 000 руб. И в начале 2015 г. Осипов попытался сшить рюкзак сам, хотя шить вообще не умел. Он полгода экспериментировал на маминой машинке, по 10 раз переделывая молнии, карманы и лямки. Заодно Осипов сшил сумку для спортивной одежды с непроницаемым отсеком для кроссовок.

Готовый рюкзак Осипов показал знакомым, они сказали, что сами купили бы такой рюкзак за 3000–3500 руб. Осипов решил попробовать шить рюкзаки и сумки на продажу. В компаньоны он позвал Дарью Бусеву, с которой познакомился в соцсетях в группе активистов, выступающих за улучшение дорог в Хабаровске. Но нужны были деньги.

С миру по нитке

Осипов знал, что на краудфандинговой площадке Boomstarter любой желающий мог создать страничку и объявить о сборе средств на свой проект. Компаньоны придумали для проекта название – Neovima, сняли на айфон ролик с рекламой сумки NeoSlim и рюкзака NeoBackpack, выложили его на Boomstarter и объявили, что ищут 130 000 руб. на производство «городского рюкзака за разумные деньги». Спонсорам предлагали вознаграждение – скидку в 15–33% на покупку сумки или рюкзака и бесплатную доставку. За 40 дней 150 спонсоров перечислили Осипову и Бусевой 525 000 руб. На руки предприниматели получили около 400 000 руб., заплатив 13% НДФЛ и по 5% – комиссии за услуги краудфандинговой площадки и перевод средств.

Еще 500 000 руб. в производство рюкзаков вложил бизнес-ангел Леонид Тимошенко из Комсомольска-на-Амуре. Он рассказывает, что прочитал во «В контакте», что ребята из Хабаровска собирают деньги на Boomstarter на пошив рюкзаков. Тимошенко и предприниматели заключили договор инвестирования, по которому Тимошенко полагается доля прибыли от продаж рюкзаков.

Для спонсоров и покупателей, увидевших рюкзак на Boomstarter, но не пожелавших инвестировать, нужно было сшить 208 рюкзаков и 150 сумок. Осипов уволился из «Геотехнологий» и начал искать исполнителя – фабрику галантереи или швейный цех. Знакомые рассказали, что в Хабаровске есть фабрика спецодежды, она и взялась за пошив рюкзаков.

Китайский синдром

Компаньоны не стали искать поставщика в России, подумав, что заказать в Китае будет дешевле. Жена Осипова – переводчик-китаист – помогла найти поставщика, ткань закупили с запасом на 500 рюкзаков и сумок –1,5 т. Вместе с фурнитурой заказ обошелся в 400 000 руб. Но возникли непредвиденные сложности.

Спрос на дешевизну

Спрос на мужские городские рюкзаки в России растет. Один из крупнейших продавцов, интернет-магазин Ozon.ru, по словам его представителя, продает десятки тысяч мужских городских рюкзаков в год. В России доминирует импорт, а наибольшим спросом пользуются изделия по цене от 1500 до 3500 руб. (в основном китайского производства), отмечает представитель Ozon.ru.

Переговоры с китайцами начались в феврале, за несколько дней до китайского Нового года. «Мы не учли, что праздники длятся по 2–3 недели и до марта поставщики не выходят на связь», – рассказывает Осипов. Потом выяснилось, что ввезти 1,5 т товаров в Россию по заказу физического лица нельзя, а юридическое лицо партнеры не зарегистрировали. За доставку до Хабаровска с растаможиванием пришлось заплатить российскому перевозчику 210 000 руб. и еще 90 000 руб. китайской компании за доставку товаров морем до границы. Ждать груз пришлось 2,5 месяца, в довершение неудач он пришел на таможню прямо перед майскими праздниками и снова застрял. Позже выяснилось, что полиэстр можно купить у российских импортеров по той же цене и даже дешевле, делится Осипов. В результате Осипов и Бусева переплатили за доставку и сорвали сроки. Спонсорам с Boomstarter обещали прислать заказы в конце марта, а ткани и фурнитура доехали до хабаровской фабрики лишь в конце мая 2016 г., вспоминает Осипов.

Еще две недели ушло на отработку технологии на фабрике. «Можно было бы сшить пробную партию и раньше, пока ждали груз, но не сообразили», – делится Осипов. Рюкзаки и сумки спонсорам рассылали до августа 2016 г. Один из спонсоров, хозяин магазина сумок из Владивостока, потребовал вернуть ему 100 000 руб. К началу лета деньги, полученные от спонсоров и бизнес-ангела, закончились. Чтобы вернуть 100 000 руб., оплатить доставку рюкзаков спонсорам и рекламу, пришлось залезть в долги, рассказывает Осипов: 50 000 руб. компаньоны заняли у знакомых, 50 000 руб. одолжил Тимошенко и еще 50 000 руб. Осипов истратил из денег, отложенных на ипотеку.

Эффект YouTube

Сумки продавались через сайт, который Осипов сделал сам. Кроме того, благодаря Boomstarter Осипов и Бусева обзавелись четырьмя дистрибуторами – галантерейными магазинами в Хабаровске, Владивостоке, Якутске и Москве. Пятый, из Астаны, связался с Осиповым сам, увидев рекламу рюкзаков в Instagram. «За январь – февраль 2017 г. мы продали 300 рюкзаков Neovima Backpack по цене 4100 руб.», – рассказывает один из дистрибуторов Neovima, владелец интернет-магазина Bag & Wallet.ru Александр Запорожец.

В декабре 2016 г. выручка Neovima по сравнению с ноябрем выросла в 10 раз до 687 000 руб., и у предпринимателей появилась первая серьезная чистая прибыль – 439 000 руб. Помог показ рюкзака в обзоре товаров YouTube-канала «Кик обзор» (у него более 360 000 подписчиков). По словам Осипова, он разослал рекламный ролик рюкзака с предложением прислать образец для тестирования на разные YouTube-каналы, но заинтересовался только «Кик обзор». Автор «Кик обзора» Тиран Карапетян вспоминает, что ему понравились образцы, к тому же «Кик обзор» выступает куратором площадки Boomstarter.

Проблема доставки

С мая 2016 г. компаньоны отправляли заказы наложенным платежом через самый дешевый канал – «Почту России», но деньги поступали с задержкой вплоть до полугода.

Из чего делается

Рюкзаки и сумки изготавливаются из влагонепроницаемой ткани повышенной прочности – баллистического полиэстра с уретановым покрытием. На один рюкзак требуется 90 см полиэстра, не считая подкладки.

Представитель «Почты России» пояснил, что ведомство несет ответственность за перевод денег точно по адресу отправителя только в том случае, если с ним заключен договор как с юрлицом или индивидуальным предпринимателем и реквизиты указаны в договоре. А рюкзаки отправляла Бусева как физическое лицо. Покупатель рюкзака должен сам заполнить бланк перевода, указав фамилию, имя, отчество и адрес получателя денег (Бусевой), и может допустить ошибки, считают в «Почте России». Тогда перевод зависает – не поступает по адресу, но и не возвращается отправителю, пока он не напишет заявление на розыск перевода. Осипов жалуется, что и после подачи заявления на розыск процесс тянулся по нескольку месяцев.

Поэтому в конце 2016 г. Осипов и Бусева договорились с курьерской службой Boxberry. Тарифы у Boxberry выше, чем у «Почты России», примерно на 100 руб., но сроки доставки и получения денег предсказуемы: из Хабаровска до Москвы товар доходит за 4–9 дней. Доставка рюкзака из Хабаровска в Москву или Санкт-Петербург стоит 470 руб., в более близкой зоне, например, до Новосибирска – 300 руб.

Курс на расширение

Сейчас развитие бизнеса сдерживает подрядчик, говорит Осипов. По его словам, фабрика спецодежды в Хабаровске может шить не больше 120 рюкзаков в месяц, к тому же часто срывает сроки выполнения заказов, ведь для нее рюкзаки – побочное производство. Компаньоны ведут переговоры с несколькими фабриками сумок.

Предприниматели хотят выпустить новую модель – со встроенным зарядным устройством. Для этого нужно 3 млн руб., и собрать их партнеры планируют опять с помощью краудфандинга. К концу года предприниматели рассчитывают продавать по 250 рюкзаков в месяц, примерно на 1 млн руб. Это вполне реально, считает Осипова: за год в России покупают около 2–3 млн рюкзаков, включая женские и школьные.