Статья опубликована в № 4109 от 05.07.2016 под заголовком: Советы консультанта: Как не превратить удаленную работу в пытку для сотрудника

Как не превратить удаленную работу в пытку для сотрудника

Работе из дома может оказаться не рад и сам сотрудник, и работодатель
Анна Бурова, руководитель направления консалтинга ManpowerGroup Russia

Компании из разных отраслей начали активно переводить сотрудников на удаленный режим работы. Дело не только в экономии затрат на офис: в современном мире меняются принципы организации труда. Сейчас не только дизайнеры или операторы call-центров, но и начальники оперативных отделов вынуждены встраиваться в удаленный режим и планировать работу из дома.

Однако работу на дому многие воспринимают как ухудшение условий труда.

Во-первых, по житейским обстоятельствам – в квартире отсутствует рабочее место. Если семья ограничена в квадратных метрах (а в регионах чаще всего дело обстоит именно так), то письменный стол для работающих мамы или папы покупается в последнюю очередь. Ноутбук в кровати перед сном – это не та площадка, на которой можно готовить серьезные документы и проводить часовые телеконференции с сотрудниками. Стол на кухне – это тоже чужая территория для работающего папы.

Во-вторых, многим требуется коллектив, офисная энергетика, чтобы запустить мыслительные процессы, встроиться в рабочий ритм. Для офисного сотрудника дом – это место расслабления, а не сосредоточения. Требуются усилия и особый навык создания рабочего настроя в комфортной домашней среде.

Встречается и противоположное явление. Некоторые, проснувшись в 7 утра, немедленно садятся за ноутбук и с трудом отрываются от него ближе к ночи, вспомнив, что не пообедали. Последствия очевидны: несколько недель подобной работы дома грозят переутомлением, обострением хронических болезней и претензиями со стороны домашних.

Удаленная работа часто провоцирует кризисы в детско-родительских отношениях. Маленькие дети, наблюдая папу или маму дома больше обычного, иногда не дают им шагу ступить. Другие, напротив, забиваются в угол. Но самая большая проблема – страдает рабочий процесс. В лучшем случае сотрудника на удаленном режиме обеспечивают планшетом с бесплатной мобильной связью и интернетом. Линейных менеджеров подключают к корпоративному веб-интерфейсу, чтобы ставить задачи и проверять результат; сотрудники проходят обучение на корпоративном портале – но этого недостаточно. Сервисные подразделения компании – та же служба персонала – с высокой вероятностью будут воспринимать удаленно работающих сотрудников как отсутствующих.

Сокращение расходов на офис при переводе части персонала на удаленный режим работы не означает прямого сокращения затрат на службу персонала. Зависимость может быть и обратной. Чтобы работа сотрудников в виртуальном офисе была эффективной, требуется оптимизация привычных процессов работы с персоналом и расширение зоны компетенции всех участников процесса. Менеджерам по персоналу стоит проверить, адаптированы ли к новым условиям работы системы оценки сотрудников, обратной связи, управления вовлеченностью и проч. Какие мероприятия стоит ввести в календарь для того, чтобы регулярно встречаться с сотрудниками, работающими вне офиса? Как помочь организовать рабочее место дома? Как изменить обучающие программы для таких сотрудников и их руководителей? Какие обучающие мобильные приложения разработать? В какой момент перенести акцент с контроля за рабочим временем сотрудника вне офиса на организацию совместного досуга и отдыха? Может потребоваться даже отдельный сотрудник службы персонала, курирующий работающих дома.

Недооценка важности HR-поддержки для удаленно работающих сотрудников может свести на нет предполагаемые выгоды от внедрения нового формата работы.

Автор – руководитель направления HR-консалтинга ManpowerGroup Russia

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать