Ноев ковчег и спасение тонущего бизнеса

Восемь принципов библейского Ноя, актуальные для компаний сегодня

Человечество не раз сталкивалось с разрушительными бедствиями. Известнейший библейский пример – Всемирный потоп. Тогда Ной построил ковчег для спасения своей семьи и всех животных. А что если составить программу действий для бизнеса, взяв за основу стратегию Ноя? Возможно, это даст новые идеи, столь необходимые в текущей беспрецедентной ситуации. Вот восемь принципов, которые можно сформулировать по аналогии с историей Ноя. 

Не нужно доискиваться, за что наказывается человечество. Всем нам хочется понять, чем же провинились люди, за что (или для чего) их постигло такое бедствие. Дискуссии на эту тему полезны, но ответ найден не будет. В Библии не сказано, в чем состояло развращение человека в глазах Господа, – точно так же и наши споры будут длиться до той поры, пока пандемия не будет забыта.

Следует помнить, что не все обречены. Все компании сегодня можно поделить на три категории:

Умирающие или умершие из-за кризиса.

– Компании, переживающие взрывной рост. Кризис открыл для них огромные возможности. К ним относятся дистанционные сервисы, сервисы доставки, производство медицинских товаров и некоторые другие. Окно возможностей для них будет открыто не так уж долго, так что стратегия очевидна – нужно бросить все ресурсы на захват доли рынка.

Компании, которые пострадали, но выживут. Кризис пагубно отразился на их деятельности, но они имеют шансы пережить смутные времена. Это самая распространенная категория, именно для них полезна аналогия с библейской историей о Ное.

Нужно построить платформу, позволяющую остаться на плаву. Создание просторного ковчега – задача срочная. На ней нужно первым делом сосредоточить все усилия. Большинство компаний уже это сделали и теперь во время потопа плавают в хорошем (или не очень) ковчеге. Строительство ковчега для бизнеса предполагает:

1. Кардинальное сокращение всех затрат. Нужно заморозить инвестиции везде, где возможно, провести инсорсинг (т. е. задействовать незагруженные ресурсы компании в новых проектах), добиться скидок у поставщиков, а также договориться с персоналом о сокращении зарплат.

2. Сохранить денежные потоки. Для этого нужно по максимуму собрать долги, а также растянуть все выплаты.

3. Перевести работу в дистанционный режим, обеспечив ее эффективность.

Для строительства ковчега Ною было дано семь дней, нам для решения перечисленных задач – немногим больше.

Следует выбрать сотрудников – ядро компании, которых компания хочет сохранить в первую очередь. Подобно Ною, которому Бог повелел войти в ковчег со всей семьей и всеми животными (каждой твари по паре), компании нужно выбрать сотрудников, которые составляют ее ядро и которые должны пережить кризис вместе с ней. Именно им предстоит в дальнейшем восстановить все бизнес-процессы.

1. Соберите чрезвычайный штаб. Скорее всего, он должен быть более узким, чем регулярное правление.

2. Совместно выделите сотрудников – носителей экспертизы, которые в дальнейшем смогут полностью возродить компанию.

3. Обеспечьте для этих сотрудников такие условия, чтобы они остались в компании.

4. Находитесь в постоянном личном контакте с этими сотрудниками.

Компаниям придется смириться с долгим карантином. Обитатели Ноева ковчега дожидались спада воды 150 дней. И все мы теперь пребываем в центре Всемирного потопа, а наш бизнес-ковчег остается на плаву, надеясь переждать гибельный разгул стихии.

Хочу заметить, что Ной не занимался постоянным совершенствованием своего ковчега. Так и нам, после того как ковчег построен, не нужно суетиться. Не нужно продолжать сокращения сверх того, что было сделано на первом этапе. Без суеты, без истерик и метаний совершенствуйте операционную работу в новом формате. Учитесь спокойствию и выдержке у Ноя.

Нужно регулярно проверять, не ожил ли рынок. Ной выпускал птиц, чтобы проверить, сошла ли вода и возможна ли жизнь на суше. Ворона он выпустил через 40 дней. Так и бизнес должен пробовать новые инициативы, новые продукты для клиентов, тестируя гипотезу, что клиенты начали возвращаться к нормальной жизни. Чтобы предложить клиентам новые сервисы через 40 дней после начала потопа, формировать их надо прямо сейчас. Итак:

1. Начните уже сегодня обсуждать положение дел на рынке, которое сложится после пандемии. Возможно, вы ошибетесь в прогнозах, но все равно будете лучше подготовлены к новым временам, чем те, кто этого не сделает.

2. Продумайте, какие сервисы или продукты будете в первую очередь предлагать после потопа. Возможно, будет достаточно существующих продуктов и услуг, а возможно, понадобятся новые.

3. Спланируйте маркетинг этих сервисов и продуктов (пока без детальной проработки).

4. Поделитесь этим видением с клиентами (в письмах, на вебинарах). Так вы получите возможность протестировать свои идеи и одновременно подготовите рынок к своему полноценному возвращению. Этот пробный запуск, словно голубь, поможет как можно раньше определить, возвращается ли спрос (открывается ли суша).

Будьте упорны и последовательны в пробных запусках. Ной вслед за вороном выпустил голубя, который только во второй раз принес в клюве свежий масличный лист, и так Ной узнал, что вода отступила. Если первые запуски не вызовут положительную реакцию клиентов, все равно продолжайте: пробуйте, экспериментируйте – меняйте продукты или каналы доставки. И когда поступят первые заказы на новый продукт, вы узнаете, что кризис начал отступать.

Надо помнить, что кризис закончится. До того момента, когда можно будет покинуть ковчег, компаниям еще далеко. Но важно помнить, что это время наступит. И тогда надо будет не только заново выстраивать бизнес, но и проявить социальную ответственность: нужно будет сообща придумать, как сделать так, чтобы не повторялись подобные катастрофы, разрушительные для всего человечества.

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь – https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/828372