Как стартапу привлечь инвестиции в кризис

Пять факторов, которые надо учесть

Глобальный экономический кризис изменил жизнь стартапов. Для большинства молодых технологических компаний это первый такой опыт.

Текущий кризис уникален. Его выгодоприобретателями оказались цифровые компании, которые расширили онлайн-активности потребителей. На подъеме индустрии стриминга, онлайн-образование, доставки и другие «бесконтактные решения». Например, китайская образовательная платформа Yuanfudao смогла привлечь в кризис более $1 млрд. Это должно было случиться именно в то время, когда миллионы школьников оказались на дистанционном обучении.

Привлечь деньги даже в условиях глобального кризиса возможно, но для этого нужно принять во внимание следующее:

1. Хотя желающих инвестировать стало меньше, венчурные деньги никуда не делись. Конечно, запуск новых частных венчурных фондов значительно осложнится, но те, которые уже запущены, продолжат инвестировать. Это подтверждает опрос The VC & Founder Sentiment Survey, согласно которому половина фондов (50,9%) не пересматривали свои инвестиционные стратегии, еще 45,6% скорректировали их незначительно.

Перераспределение спроса в новые сегменты позволяет говорить, что нынешнее падение будет жестким, но, вероятно, краткосрочным (не более двух-трех кварталов). При этом восстановление вряд ли будет быстрым.

Цифровому бизнесу, который сейчас активно развивается, нужно сконцентрироваться на росте и привлечении инвестиций. В других сферах, наоборот, нужно подумать о сохранении выручки и брать деньги у клиентов, а не у инвесторов.

Основатели стартапов должны подумать, куда движется рынок и как они могут найти и удержать клиентов, а также привлечь инвесторов в новых реалиях. Что будет, если кризис затянется? Придумайте несколько сценариев развития событий. Необходимо учесть и региональную специфику. Стартапам, работающим на нескольких географических рынках, будет сложнее, поскольку после снятия самоизоляции внутри отдельных стран границы между странами откроются постепенно. Также имеет смысл подумать о новой бизнес-модели, можно, например, сместить фокус на продукты и клиентов с более коротким сроком окупаемости.

Пересмотрите направления работы и подумайте, какую услугу можете предложить своим клиентам. Клиенты сейчас ваш основной и наиболее дешевый источник денежных ресурсов, не забывайте про них.

2. Если компания остро нуждается в инвестициях, будьте готовы к тому, что инвесторы займут жесткую позицию в переговорах по условиям сделок, поскольку денег на рынке стало меньше. Одно из важных условий инвестиционного соглашения – преимущественное право при ликвидации (Liquidation Preference), когда инвестор может получить возврат вложенных средств, помноженный на коэффициент, применяемый к цене покупки. Когда наступает Liquidity Event (продажа компании, реорганизация и т. п.), инвестор хочет получить в разы больше, чем вложил. Сейчас в несколько раз возрастет число инвесторов, цепляющихся за Liquidation Preference, поскольку инвесторы стараются компенсировать возросшие риски и снизившуюся конкуренцию за стартапы.

3. Текущее состояние рынка вынуждает принимать трудные решения по корректировке затрат и в числе прочего рассматривать вариант сокращения персонала. Но не стоит рубить сплеча. Сохраненные компетенции сотрудников могут стать ключевым конкурентным преимуществом после кризиса.

Стоит рассмотреть путь перевода команды на операционные выплаты, сократив им выплаты в деньгах. При этом сотрудники с помощью опционов смогут получить вознаграждение за свой вклад в успех бизнеса.

4. В условиях глобального кризиса лучше долго не торговаться с инвесторами. Или вы можете вообще не поднять раунд инвестиций. Известны случаи, когда стартапы, столкнувшись с кризисом ликвидности, вынуждены были принимать предложения менее привлекательные, чем за месяц до кризиса.

Однако брать деньги «диких инвесторов» по-прежнему не стоит. Так, основатель WayRay (занимается разработкой навигационной системы для автомобилей, в нее вложился в том числе Porche) Виталий Пономарев рассказывал, как его первые инвесторы не только нарушили договоренности по финансированию, но и удерживали сотрудника в заложниках. Помните, что венчурные инвесторы – это долгосрочные партнеры и к их выбору стоит подходить серьезно.

5. Процесс фандрайзинга сейчас удлинился. Частное финансирование может значительно снизиться. Но инвесторы находятся в разных положениях. Так, инвесторы с большим портфелем будут более осторожны к новым инвестициям и будут стараться поддерживать уже ранее проинвестированные проекты. Осторожнее будут и те компании, конечные бенефициары которых сильно страдают от нынешнего кризиса, например транспортные компании, где включается стратегия «деньги на базу». Корпорации, бизнес которых менее подвержен риску, продолжат активно инвестировать. В том числе они будут еще активнее интересоваться продуктами и решениями, спрос на которые потенциально возрастет после кризиса.

Сейчас идет проверка на прочность бизнес-моделей, находчивости, сплоченности команд и ответственности в управлении финансами. Вы можете воспользоваться шансом адаптироваться под новые потребности мира и преуспеть.​