«Читай-город – Буквоед» планирует развивать в России формат комикс-шопов

В 2022 году на комиксы пришлось 6,5% от всего отечественного коммерческого рынка бумажных книг
Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейшая в России книжная сеть «Читай-город – Буквоед» запустила проект по развитию формата комикс-шопов (магазин комиксов). Об этом «Ведомостям» рассказал бенефициар этой книжной сети, совладелец группы компаний «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Пилотный комикс-шоп откроется во флагманском магазине сети в Екатеринбурге уже в конце мая, уточнил он.

Основу ассортимента составят комиксы российских авторов и азиатский контент, например манга (Япония), маньхуа (Китай), манхва (Южная Корея), отметил представитель сети «Читай-город – Буквоед». В течение шести месяцев после запуска магазина, отметил он, будет принято решение о масштабировании проекта: если пилот окажется успешным, до конца 2023 г. будет открыто 20 комикс-шопов.

В 2022 г. продажи комиксов в России выросли на 44% к 2021 г. и составили 6,5% от всего коммерческого рынка бумажных книг, который достиг 91 млрд руб. (без учета учебной литературы), следует из данных издательской группы «Эксмо-АСТ». ​​Весь российский книжный рынок в денежном выражении с учетом цифровых книг и учебной литературы увеличился в 2022 г. на 10% до 109 млрд руб., указано там же.

Запуск комикс-шопов – один из элементов ребрендинга сети «Читай-город – Буквоед», пояснил Новиков. Среди других приоритетных направлений – интеграция в книжные магазины зон отдыха и кофеен, увеличение в них количества мероприятий (книжные клубы, встречи с авторами и т. д.), внедрение новых технологий (например, установка касс самообслуживания), указано в презентации книжной сети (есть в распоряжении «Ведомостей»). Первый магазин сети в новом формате, как уточнил Новиков, будет запущен во II квартале 2023 г. в ТРЦ «Метрополис» в Москве. Инвестиции в ребрендинг одного магазина, по оценке Новикова, составят порядка 15 млн руб.

Сейчас в России существует не менее 100 комикс-шопов, среди них крупнейшие – «Чук и Гик» в Москве и «Двадцать восьмой» в Санкт-Петербурге, рассказал директор издательства комиксов «Бумкнига» Дмитрий Яковлев. Но на этом рынке все еще нет крупного сетевого игрока, отмечают Яковлев и директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов, а также основатель «Другого издательства» (специализируется на комиксах) Максим Ластовенко.

Планы по развитию формата комикс-шопа в сети «Читай-город – Буквоед» – это своевременный шаг с учетом роста спроса на этот сегмент книжного контента, считает Кузнецов. «У комиксов сформировалась своя платежеспособная аудитория – активные молодые люди 18–27 лет, которые и будут формировать основной спрос в магазинах», – полагает он.

За счет запуска комикс-шопов трафик молодой аудитории в магазинах «Читай-город – Буквоед», вероятно, увеличится, она станет проводить в них больше времени, согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Читай-город – Буквоед» может рассчитывать на хорошие показатели продаж, поскольку это крупнейшая сеть и у нее уже хороший трафик посетителей, уверен представитель магазина комиксов Comic Street. Но в целом продажи комиксов уходят в онлайн, знает он: «Розничная цена на комиксы у маркетплейсов и онлайн-магазинов издательств зачастую равна нашей закупочной цене, и покупатели выбирают их». «Положительные эмоции от посещения магазина – это тот фактор, который может позволить книжной сети удерживать темпы роста выручки в условиях сильнейшей конкуренции со стороны маркетплейсов», – отмечает Бурмистров.

Как сформировался «Читай-город – Буквоед»

Сеть «Читай-город – Буквоед» появилась в 2008 г. после объединения сетей «Новый книжный» (позднее переименован в «Читай-город») и «Буквоед». В 2009 г. в ее состав также вошла федеральная книжная сеть «Библиосфера». Сейчас у «Читай-город – Буквоеда» более 700 магазинов в городах России с населением от 100 000 человек. В 2022 г. объем продаж сети в деньгах, по оценке Новикова, увеличился на 18%.

Более быстрый рост онлайн-продаж бумажных книг по сравнению с офлайн-продажами – общерыночный тренд. По итогам 2022 г. продажи книг в интернет-магазинах (например, маркетплейсы и интернет-магазины издательств) выросли на 31% до 39,1 млрд руб., следует из данных «Эксмо-АСТ». Продажи в книжных магазинах в 2022 г. выросли только на 12% до 28,9 млрд руб., а в федеральных сетях – на 6% до 15,9 млрд руб. В общей структуре продаж коммерческого рынка бумажных книг за 2022 г. на интернет-магазины приходится 46% в денежном выражении, на книжную розницу – 29%, на федеральные сети – 19%.

Возможно, в условиях конкуренции с маркетплейсами сети «Читай-город» стоило бы скорректировать формат магазинов на гик-шопы, которые имеют большую популярность в последние годы, считает Яковлев. «У этих магазинов более широкая аудитория, так как в них продаются не только комиксы, но и мерч для фанатов различных сюжетных вселенных», – знает он.

Кроме того, концепция комикс-шопов сети «Читай-город – Буквоед» может столкнуться с проблемами, связанными с их ассортиментной политикой, считает Ластовенко. Правообладатели большего числа популярных лицензий азиатских комиксов – из Японии, а сейчас они не всегда готовы активно сотрудничать с российским рынком, резюмировал Ластовенко.