В России могут начать выпускать конфеты и чипсы под брендом «Слово пацана»

На фоне популярности сериала предприниматели массово подают заявки на регистрацию одноименного товарного знака
Кадр из сериала / Wink

В декабре 2023 г. в Роспатент поступило сразу пять заявок на регистрацию товарного знака (ТЗ) «Слово пацана», все они сейчас находятся на рассмотрении, следует из базы данных этой службы. Всплеск заявок на регистрацию товарного знака «Слово пацана» происходит на фоне популярности одноименного сериала. Показ проекта от режиссера Жоры Крыжовникова стартовал на видеосервисах Start и Wink 9 ноября и получил широкий резонанс.

Как следует из данных Роспатента, четыре заявки направили частные предприниматели и компании малого бизнеса из разных регионов России. В частности, московское ООО «Ритейл медиа» подало в Роспатент заявку на регистрацию этого ТЗ для выпуска косметической продукции (3-й класс: шампуни, одеколон, пудра и др.), ручных инструментов (8-й класс: бритвы, дрели, утюги, молотки и др.), домашних приспособлений (21-й класс: тарелки, расчески, подносы и др.), продовольственных товаров (29-й и 30-й класс: сосиски, семена подсолнечника, чипсы, кофе, чай, и др.), а также безалкогольных и слабоалкогольных напитков (32-й класс: пиво, вода, квас, соки, лимонады, энергетические напитки и др.). На регистрацию ТЗ «Слово пацана» по классу безалкогольных напитков и пива также претендует ООО «Первая ремесленная пивоварня» из Новосибирска. Сразу две заявки на ТЗ в Роспатент направил Петр Емельянов из Хабаровска: для выпуска настольных игр (28-й класс) и семян подсолнечника (29-й класс).

Еще одна заявка поступила в службу от издательства «Эксмо» (входит в крупнейшую в России издательскую группу «Эксмо-АСТ»), указано там же. Это издательство владеет контрольной долей (51%) в издательстве Individuum, которое владеет правами на выпуск документальной книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», на которой в том числе основывался сюжет одноименного сериала.

В частности, «Эксмо» пытается получить ТЗ «Слово пацана» для выпуска электроники и цифровых товаров (9-й класс: электронные книги, звуковые файлы, наушники и др.), изделий из бумаги и канцелярской продукции (16-й класс: афиши, журналы, тетради, авторучки и др.), домашних приспособлений (21-й класс: свечи, тарелки, расчески и др.), одежды (25-й класс: ботинки, банданы, рубашки, футболки, головные уборы и др.), размещения рекламы (35-й класс) и услуг в сфере развлечений (41-й класс: издание книг, видеосъемка, организация и проведение концертов, шоу-программ и др.).

«Ведомости» направили запрос указанным компаниям. В «Эксмо-АСТ» от комментариев отказались.

Популярность сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» также привела к появлению большого количества товаров с его символикой на маркетплейсах, убедился корреспондент «Ведомостей». На Wildberries по запросу «Слово пацана» сейчас выводится более 115 000 товаров, на Ozon по аналогичному – 5000 товаров, а на «Яндекс маркете» – 100. В число этих товаров преимущественно входят футболки, шапки, кружки, чехлы на смартфон, постеры, значки и т. д. Цены у подавляющего большинства из них не превышают 2000 руб. На «Мегамаркете» (принадлежит «Сберу») доступен только один товар с символикой сериала – стикеры, их цена – 220 руб.

В маркетплейсах Ozon, «Яндекс маркет» и «Мегамаркет» отказались от комментариев. Так же поступили и в Wildberries, сославшись на «техническую невозможность» предоставить данные по динамике количества товаров с символикой сериала на маркетплейсах и их продажам.

На сервисе Avito размещено 3500 объявлений о продаже товаров с упоминанием названия сериала, сообщил его представитель. Он также отметил, что число продавцов головных уборов в стилистике сериала на площадке за последние три недели увеличилось в 10 раз.

Более 120 000 товаров

по запросу «Слово пацана» выводится сейчас на маркетплейсах

Представитель Wink сообщил «Ведомостям», что официального мерча сериала сейчас нет: «Обращаем внимание, что незаконно использовать образы актеров без договоров с ними, равно как и элементы фирменного стиля сериала». Другие создатели сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» – Start, «НМГ студия», Toomuch Production отказались от комментариев. «Ведомости» направили запрос телеканалу НТВ (также сопродюсер сериала).

Часть классов ТЗ «Слово пацана» уже занята правообладателями. Еще в апреле 2022 г. Роспатент зарегистрировал этот ТЗ по заявке владельца YouTube-канала «Слово пацана» Романа Трофимова, следует из базы данных этой службы. На этом канале Трофимов выкладывает социальные ролики, в которых рассказывает истории людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и старается им помочь. У канала есть одноименный интернет-магазин с мерчем.

В числе классов, по которым Трофимов зарегистрировал ТЗ, были указаны изделия из бумаги и канцелярской продукции (16-й класс: афиши, журналы, тетради, авторучки и др.), одежда (25-й класс: ботинки, банданы, рубашки, футболки, головные уборы и др.), размещение рекламы (35-й класс), сбор благотворительных средств (36-й класс), передача видео по запросу и подкастов (38-й класс), а также услуги в сфере развлечений (41-й класс: видеосъемка, предоставление фильмов через сервисы «видео по запросу», организация и проведение театрализованных представлений, организация и проведение концертов, шоу-программ).

Но в сентябре 2023 г. исключительную лицензию одноименного ТЗ для размещения рекламы (35-й класс), а также производства и распространения видеоконтента (41-й класс: видеосъемка, предоставление фильмов через сервисы «видео по запросу» и др.) у Трофимова приобрела Toomuch Production, указано в базе данных Роспатента. Лицензионный договор действует до июня 2031 г. Трофимов при этом сохранил за собой права на ТЗ по всем остальным классам, в том числе для изделий из бумаги и канцелярской продукции (16-й класс), одежды (25-й класс).

ТЗ «Слово пацана» также занят по одному из классов продовольственных товаров (30-й класс: сладости, мороженое, кукурузные хлопья и др.). 7 декабря 2023 г. его зарегистрировал Арутюн Атомян – сооснователь кондитерской фабрики «Атаг» в Вологодской области. Заявку в Роспатент предприниматель подавал еще в декабре 2022 г. Атомян рассказал «Ведомостям», что под брендом «Слово пацана» фабрика «Атаг» планирует производить конфеты.

Несмотря на то что Toomuch Production владеет правами на ТЗ только по двум классам деятельности, она в то же время является субъектом авторского права, напоминает специалист по товарным знакам компании «Онлайн патент» Алина Сидорова. «Студия может запретить использовать словосочетание «Слово пацана» продавцам, которые будут незаконно реализовывать мерч, если докажет, что название произведения сохраняет свою узнаваемость как часть целого произведения», – поясняет эксперт.

При этом компенсации за незаконное использование объектов авторского права или их частей продакшн может требовать и в том случае, если его нарушают другие действующие владельцы ТЗ «Слово пацана» или их лицензиаты, уверена партнер и руководитель практики защиты интеллектуальной собственности в интернете юридической фирмы Semenov & Pevzner Екатерина Калиничева. К таким кейсам может относиться продажа мерча с изображением персонажей сериала, цитатами из проекта, уточнила она. «Для этого правообладателю необходимо будет доказать, что элемент сериала является самостоятельным результатом творческого труда и для его использования не был заключен отдельный договор», – говорит юрист.

У заявок, которые были поданы в Роспатент в декабре, как отмечает Калиничева, могут возникнуть сложности при регистрации. В качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные названию произведения, известного в России на дату подачи заявки, знает она: «А сериал «Слово пацана» сейчас приобрел колоссальную популярность».

Потенциально на продажах товаров с символикой «Слово пацана» можно заработать сотни миллионов рублей, оценивает гендиректор PR-агентства Lavry (входит в рекламную группу MG Group) Андрей Червонский: «И с большой долей вероятности, возможность такого заработка будет сохраняться еще несколько лет».