СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Скажи, сколько ты стоишь


“Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу, кто ты”. Эта преисполненная здорового цинизма интерпретация известной поговорки весьма распространена в мире бизнеса. С предпринимателем, который не может сказать, сколько стоит его бизнес, сложно вести переговоры об инвестициях, кредитовании, совместных проектах. Сегодня в России уже практически ни одна сделка по покупке или продаже акций, слиянию или разделению компаний, привлечению инвестиций не проходит без участия оценщика. Вот только определить “справедливую рыночную стоимость” бизнеса непросто.

Многие российские предприниматели ошибочно считают, что балансовая стоимость предприятия и есть его рыночная цена. Это неправильно – например, рыночная капитализация компании “ВымпелКом” на середину ноября составляет около $674 млн, а балансовая стоимость – около $212 млн. Почему? Потому, что бухгалтерский учет исходит из прошлого компании и не принимает во внимание факторы риска, инфляцию, будущие доходы и другие факторы, которые учитываются при оценке. К тому же стандарты бухгалтерского учета отличаются в разных странах и могут приводить к разным результатам.

Как же верно оценить бизнес или его составные части? Распространенным методом является дисконтирование денежных потоков, то есть определение стоимости бизнеса исходя из его будущей прибыльности и риска, связанного с инвестициями в данное предприятие. Метод заключается в оценке чистой стоимости денежных потоков фирмы путем применения к ним дисконтной ставки. Дисконтная ставка и отражает риск, который несет с собой инвестиция в оцениваемую компанию. Чем выше надежность и устойчивость бизнеса и ниже риск потенциальных “сбоев” в притоке денежных средств, тем, соответственно, выше будет оценка стоимости компании.

Оценка риска, связанного с инвестициями в бизнес, включает в себя как общие условия, в которых работает компания (страновой риск; риск, присущий данной промышленной отрасли), так и элементы риска, связанные непосредственно с данной компанией (финансовое положение, доля рынка, качество менеджмента и т. д.). Уровень риска является одним из основных составляющих данной методики оценки. Чем выше и “надежнее” уровень денежных потоков и ниже риск инвестиций, тем выше будет стоимость компании. И наоборот: чем выше риск, тем выше дисконтная ставка и ниже цена, которую дадут за компанию при покупке, слиянии или поглощении.

Определение дисконтной ставки в современных российских условиях является весьма сложным упражнением, ведь понимание инвесторами ситуации в стране, восприятие ими уровня риска часто меняется. Принято считать, что ставка безрисковой инвестиции, которая является одной из составляющих при расчете дисконтной ставки, равняется доходности внешних долговых обязательств страны. За последний год в США этот показатель составлял 5–6% годовых, в России доходность еврооблигаций колебалась от 22% до 60% годовых. При такой изменчивости показателей риска нелегко обоснованно вычислить дисконтную ставку.

Другим широко используемым в международной практике методом оценки является анализ сопоставимых сделок, при котором стоимость бизнеса/акций определяется путем сравнения с аналогичными сделками на рынке. При этом принимаются во внимание и сделки на фондовых рынках, и частные сделки. В российских условиях этот метод осложняется недостатком качественной информации, необходимой для сравнения, и небольшими объемами торгов на фондовом рынке. Частные сделки обычно непрозрачны, и их суммы отражают зависимость участников. Поэтому во многих случаях оценщики используют информацию о сравнимых сделках на других развивающихся рынках, например в Восточной Европе, Азии, Латинской Америке, после чего делаются поправки на российские условия.

При оценке акций необходимо учитывать их ликвидность и контроль, который дает или не дает покупателю приобретение определенного пакета акций. Как правило, стоимость акций увеличивается, если они ликвидны и если их пакет дает владельцу контроль над компанией.

Оценка бизнеса представляет собой некий симбиоз этих и других, более сложных методов, направленных на анализ различных стратегий бизнеса.