Спасите Прадо


МАДРИД - Недавно какой-то шутник развесил в Музее Прадо рядом с картинами Рембрандта собственные творения, и они спокойно провисели там пять дней. Чтобы держать надежную охрану, нужны деньги, которых у музея нет.

Музей Прадо, где хранятся лучшие в мире собрания картин Веласкеса, Гойи и Эль Греко, три с лишним года пытается нанять на работу фотографа. Многие фотоснимки произведений искусства, использующиеся для научно-исследовательских целей, для создания каталогов, а также для реставрационных работ, что называется, морально устарели: черно-белые фотографии, сделанные несколько десятилетий назад, давно пора заменить. Дирекция Прадо, одного из самых посещаемых музеев в мире, пытается всеми правдами и неправдами найти в скудном музейном бюджете лазейки, чтобы взять на работу внештатного фотографа.

Ни шагу без опеки.

Однако, поскольку музей принадлежит государству (из 373 его сотрудников подавляющее большинство - госслужащие), это становится нелегкой задачей. Зарплата настолько мала, что хорошие мастера не соглашаются на эту работу. Дирекция не вправе самостоятельно повысить ставку: необходима санкция правительства. Точно такая же проблема возникла в прошлом году, когда музею понадобилось нанять нового начальника охраны.

"Здесь шагу нельзя ступить, не исписав предварительно горы бумаги, - жалуется Эдуардо Серра, председатель правления Прадо. - Музею не разрешается иметь чековый счет, и если нам нужно, к примеру, оформить страховой полис в связи с транспортировкой картины, то на получение правительственного разрешения может уйти год".

В последние годы сотрудники Прадо сделали очень много для того, чтобы посетителям стало удобнее, однако в системе руководства ничего не изменилось: государство все так же вмешивается во внутренние дела музея, финансовые решения принимаются таким же бюрократическим путем, государственное и частное финансирование сокращается. Время от времени в здании протекает крыша. Еще одна больная тема - крысы: виновата неправильно устроенная система мусоросбора. Сотрудники не в состоянии ничего сделать все по той же причине: они не имеют права пошевелить пальцем без санкции свыше. Даже часы посещения и размер входной платы необходимо согласовывать с министерством.

Серра, вступивший в должность председателя правления год назад, надеется изменить здешние порядки. Сделать это давно пора: музей посещают в год 1,8 млн человек. При этом его годовой бюджет составляет 2,5 млрд песет ($15 млн). Это ничтожная сумма по сравнению с бюджетом парижского Лувра или лондонской Национальной галереи. Частникам легче.

Крупные национальные музеи, как правило, находятся в гораздо более выгодных условиях. В самой Испании за последние годы тоже открылись музеи с более современным типом менеджмента и более рентабельные: Тиссен-Борнемисса и Центр искусства королевы Софии в Мадриде, Музей Гуггенхейма в Бильбао. Даже некоторые государственные музеи нашли возможность улучшить свое финансирование: в Музее изящных искусств Бильбао и Национальном музее Каталонии введена более гибкая система руководства, ограничившая степень вмешательства государства.

В принципе, у такой сокровищницы, как Прадо, есть все шансы стать центром экономического роста, притягательным для туристов. В начале нынешнего года начал осуществляться амбициозный проект по модернизации 182-летнего музея и расширению его площадей. Проект архитектора Рафаэля Монео стоимостью 13 млрд песет ($67 млн) позволит вдвое увеличить площади, пригодные для экспозиций; кроме того, специальное место будет отведено для магазинов, библиотеки, лекционного зала, фотолаборатории, комнаты для научных сотрудников и современного кафе. Руководство Прадо обратилось к Boston Consulting Group с просьбой проанализировать структуру менеджмента музея. Основная мысль представленного отчета - государство должно внести в законодательство поправки, которые обеспечили бы музею большую финансовую свободу и гибкость. (WSJ, 4. 07. 2001)