Профсоюзный застой


ДОМБРОВА-ГУРНИЧА - Польша, самое крупное по размерам экономики государство Центральной Европы, сейчас проигрывает экономическое соревнование бывшим коллегам по социалистическому блоку. А мешают стране развиваться именно те, кто 10 лет назад повел ее от коммунизма к капитализму. Герои 80-х гг. из движения "Солидарность" в последние годы потеряли поддержку в обществе - на выборах в сентябре партия не получила ни одного места в парламенте. Надежды на модернизацию польского хозяйства связаны теперь с победившим на выборах Демократическим левым альянсом, наследником бывших коммунистов из ПОРП. Но профсоюзы как таковые остаются мощной политической силой. Из-за их давления правительство не решается продать или реструктурировать убыточные госпредприятия, на субсидирование которых из бюджета ежегодно уходит порядка $20 млрд, или 10% объема национальной экономики.

Знаковым событием для Польши было открытие компанией General Motors завода в Гливице в 1998 г. В 1990-х GM и другие международные корпорации, например Ford Motor и FIAT, считали Польшу перспективным рынком: здесь была дешевая рабочая сила, а потенциальные потребители исчислялись десятками миллионов. Построенный в особой экономической зоне завод GM дал работу 2000 человек, еще несколько сотен желали бросить свою грязную и опасную работу на агонизирующих устаревших предприятиях и устроиться на современное производство, организованное мировым гигантом автомобилестроения. Но cейчас продажи GM в Польше упали на 60% по сравнению с 1999 г., и в следующем квартале Opel прекращает местное производство модели Astra Classic. К апрелю будет уволено 18% сотрудников предприятия. В 2000 г. GM закрыла сборочное производство в Варшаве, а еще раньше был закрыт польский завод Ford. FIAT и Daewoo в сумме уволили в 2001 г. более 2000 работников.

Может не состояться и крупный новый проект, на который в Польше возлагаются большие надежды. Японская Toyota Motor и французская Peugeot планируют создать в Центральной Европе предприятие по сборке небольших автомобилей. Стоимость проекта составляет 1,5 млрд евро ($1,35 млрд), в результате будет создано 12 000 новых рабочих мест. В качестве места расположения завода рассматриваются польский город Домброва-Гурнича и чешский Колин. У польского города есть много достоинств - партнерам предлагаются участок в 200 га по символической цене в 1 евро, бесплатное проведение новых дорог, водопровода и телефонных коммуникаций, англоязычные школы для детей иностранных менеджеров и даже площадка для гольфа. Город, расположенный в Силезии, регионе с умирающей тяжелой промышленностью, крайне заинтересован в проекте: штат сталелитейного завода, крупнейшего предприятия в Домброва-Гурниче, за пять лет сократился с 20 000 до 6000. Закрываются угольные шахты, оставляя без работы тысячи людей. Однако, несмотря на все усилия местных властей, у Домброва-Гурничи мало шансов выиграть тендер. Виноват неблагоприятный инвестиционный климат, вызванный нерешительной политикой правительства и позицией профсоюзных организаций и объединений фермеров. Эти организации сыграли огромную роль в свержении коммунистического режима, но сейчас оказались главным препятствием на пути экономического развития страны.

Законодатели, выражающие интересы крестьян, выступают за введение 5% -ного налога на импорт. По мнению аналитиков, одного лишь такого налога достаточно, чтобы поставить крест на проекте Toyota и Peugeot. Центральный банк, сумевший добиться рекордного снижения уровня инфляции, отказывается снижать процентную ставку.

Ожидается, что в следующем году Чешская Республика, по объему экономики втрое уступающая Польше, впервые превзойдет эту страну по объему прямых иностранных инвестиций. В этом году польская экономика должна вырасти на 1,3% - это наихудший показатель с 1989 г. В Чехии и Венгрии прирост будет в два с лишним раза больше. Уровень безработицы в Польше сейчас - самый высокий за последние 10 лет. Настроения в обществе весьма наглядно отражают проблемы экономической реформы: не более половины поляков поддерживают вступление страны в ЕС в 2004 г. Для сравнения: в Чехии и Венгрии число сторонников членства в ЕС составляет 75% населения.

Новое правительство пытается бороться с негативными тенденциями, в частности путем сокращения социальных программ в бюджете, с целью привлечь иностранных инвесторов, но профсоюзы упрямо сопротивляются. Зачастую профсоюзы блокируют увеличение рабочей недели даже вопреки воле самих трудящихся. Нынешняя политика властей в отношении налоговой системы, приватизации и рынка труда делает Польшу малопривлекательной для инвесторов. (WSJ, 19. 12. 2001)