СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Толкачи в госвласти


Эффективный бизнес сложно представить без устойчивых связей во властных структурах. Как предприятия строят лоббистскую работу в органах государственной власти? Первая статья из цикла о лоббизме посвящена основным правилам успешного лоббирования в чиновничьей среде.

Лоббирование в интересах бизнеса - это процесс влияния хозяйствующих субъектов на уполномоченные федеральные, региональные или местные органы государственной власти, которые еще называют объектами лоббирования. В деловой среде лоббирование было востребовано всегда. Благодаря тесным связям во власти можно в короткий срок без особых производственных и маркетинговых затрат добиться значительного расширение бизнеса, перераспределить в свою пользу государственные средства, получить льготные кредиты, лицензии, квоты, налоговые освобождения и прочие преференции.

За два с лишним века существования этого вида деятельности деловое сообщество изобрело три пути влияния на органы власти: длительная и кропотливая работа с исполнительной властью и законодателями, направленная на донесение до властей своих интересов: организация семинаров, встреч, презентаций, конференций, посещений образцовых объектов, PR-компаний в прессе; поход наиболее успешных предпринимателей во власть, участие делового сообщества в формировании органов исполнительной и представительной власти: влияние на кадровые назначения, выдвижение собственных кандидатов, финансирование избирательных кампаний, обучение; подкуп чиновников.

Первые два абсолютно легальны. Но, к сожалению, в современной лоббистской практике наиболее распространен третий способ. Для лоббистской деятельности характерны долгосрочность и систематичность прилагаемых усилий, значительная финансовая затратность, а также большая роль личности и обаяния лоббиста. Хороший лоббист обычно работает по следующим четырем направлениям: 1) защита и представительство интересов клиентов; 2) поиск достоверной информации; 3) оценка действий госвласти и прогноз дальнейших шагов; 4) поддержка корпоративных продаж при закупках, проводимых органами госвласти.

Выработаны несколько важных правил успешного лоббирования: компании, решившей пролоббировать что-либо в органе власти, не следует действовать в одиночку; гораздо более эффективно объединение усилий нескольких структур; сам процесс обычно начинается еще до появления лоббиста на объекте и поначалу заключается в сборе информации и досье на ключевых работниках аппарата исполнительной власти или депутатов парламента, выяснении их биографий, личных интересов, контактов и слабостей; далее идет поиск тех людей среди сотрудников аппарата и депутатов, которые могли бы поддержать предложение лоббиста из своих собственных политических, финансовых или моральных убеждений; проводится регулярный мониторинг решений органа госвласти; хороший лоббист всегда в курсе настроений, царящих на его участке работы, он регулярно получает и успевает прочитывать их материалы; лоббист всегда готов оказать посильную помощь работникам органа госвласти в разработке документов - так он не только устанавливает тесный личный контакт, но и всегда располагает полной информацией о готовящихся документах; лоббист помнит, что все предоставляемые им материалы должны быть максимально короткими ввиду традиционного отсутствия времени у бюрократов; в ходе установления тесных контактов с ключевыми людьми лоббисты приглашают сотрудников аппарата и депутатов на проводимые в компании мероприятия; весьма полезно включение представителей заинтересованных бизнес-структур в комиссии и экспертные группы, в обилии существующие вокруг органов госвласти; для достижения наибольшей отдачи организуются рекламные и PR-кампании в СМИ, после чего опубликованные материалы доводятся до сведения объектов лоббирования; среди лоббистов считается эффективным прием grass roots lobbying, заключающийся в массовом и организованном направлении писем и телеграмм от населения на имя объекта лоббирования с требованием поддержать определенное предложение; столь же действенна организация массовых акций в поддержку позиции, выгодной компании.

Конечно, в лоббировании огромную роль играет личный опыт и связи. Однако любому руководителю предприятия, на высоком уровне принимающему управленческие решения, полезно знать основные правила взаимоотношений с госорганами. Ведь в последние годы на фоне укоренения на отечественной почве парламентаризма и развития госвластью связей с общественностью лоббирование становится одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности.

Автор - специалист по связям с общественностью, работает в одном из комитетов Государственной думы