ТЕХНОЛОГИЯ СТАРТА: Тендер - дорогая затея


Вторая статья из цикла, посвященного разработке сайта компании в Интернете. Первая была опубликована 15. 04. 2002 г. Многие фирмы уже имеют свой собственный веб-сайт, а некоторые только об этом раздумывают. Но кто и как будет создавать представительство компании в Интернете? Есть три варианта: - создать сайт собственными силами; - нанять специалиста, который пообещает все сделать за $400 - 500; - заказать разработку сайта профессиональной дизайн-студии.

Первые два варианта очень похожи - практически никаких затрат. Минус третьего варианта - цена. Стоимость разработки небольшого сайта в профессиональной студии колеблется от $4000 - 5000 до $20 000 - 30 000. В профессиональных студиях над веб-сайтом работают следующие специалисты: - менеджер проекта - он решает все вопросы в процессе разработки; - веб-дизайнер - разработка стиля и графики для сайта; - веб-мастер - HTML-верстка; - веб-программист - написание программных модулей, использующихся на сайте (например, магазин, базы данных); - веб-маркетолог - маркетинг интернет-проекта, подготовка материалов; - контент-девелопер - написание и переработка материалов для сайта, вычитка "чужих" материалов перед их помещением на сайт; - веб-администратор - поддержка работоспособности сервера как программно-аппаратного комплекса, вопросы безопасности.

Следующий вопрос: как выбирать разработчика среди сотни компаний? Неплохой вариант, когда разработчика советует партнер или знакомый, который уже имел с ним дело и может дать положительную оценку.

Другой способ выбора студии - проведение собственного маркетингового исследования. С помощью каталогов и поисковых систем можно отобрать 20 компаний с лучшими портфолио. Далее список сокращается до трех-пяти студий (желательно, чтобы они были одного уровня). Следующий этап - проведение встреч, на которых и определяется компания-разработчик. Третий способ выбрать разработчика - тендер. Что важно в проведении тендера? - Наличие пакета материалов, в котором будут описаны все условия, сроки и форма предоставления материалов.

- Обязательный состав участников (не нужно его держать в секрете, компании должны видеть, что соревнуются с конкурентами своего уровня).

- Проверка компании-участника на наличие юридического лица (многие компании в Интернете не являются таковыми, а представляют одного-двух человек).

- Количество участников тендера - оно не должно превышать пять-семь компаний.

- Заключение с каждой компанией-участником договора, не предусматривающего передачу прав на использование разработанных материалов устроителем тендера.

Правильный тендер - дорогая затея, и надо быть к этому готовым. Уважающий себя профессионал в бесплатном тендере участвовать не будет: идеи стоят дорого. Поэтому, объявляя тендер, нужно быть готовым заплатить разработчикам за участие в тендере (стоимость колеблется от $400 до $700 для каждого участника), хотя бы из уважения к их деловой репутации и силам, которые к тому времени они потратят. Не забывайте извещать всех участников о результатах тендера. Следующий этап - подписание договора с выбранной студией. Но, кроме самого договора, есть еще один документ - ТЗ (техническое задание). Это документ, регламентирующий отношения между заказчиком и исполнителем работ на создание сайта. Можно подготовить ТЗ своими силами, в крайнем случае нанять специалиста. Однако нужно учесть, что специалист, заменяющий экспертов как минимум по четырем вопросам - хорошо знающий как рынок интернет-рекламы, так и специфику веб-дизайна вкупе с версткой, программированием и хостингом, - стоит дорого, а полностью загружен он будет только в период разработки ТЗ. Заказчик может и не знать (да и не обязан) о существующих способах воплощения различных бизнес-идей и стратегий. Поэтому окончательный вариант ТЗ лучше формировать совместно с исполнителем. Итак, техническое задание разработано, исполнитель выбран, можно начинать работы. Что же еще может встретиться на пути? Иногда с каждой из сторон - заказчика и исполнителя - в процессе принимают участие по нескольку человек. Каждый из них обладает опытом, знаниями, умениями, предпочтениями и многими другими положительными качествами. Какое решение принимается в условиях стыковки мнений? Часто самое серенькое, так, чтобы и нашим и вашим. Лучший способ гарантировать целостность разрабатываемого сайта и разделов сайта - поручить контроль над всем проектом одному человеку. Как со стороны заказчика, так и стороны исполнителя. Иными словами, выбрать какого-нибудь произвольного члена сообщества и осуществлять общественный выбор в соответствии с его предпочтениями. Профессиональные студии обычно сразу же назначают ведущего менеджера проекта, с которым в дальнейшем представителям компании приходится работать, решать все вопросы и сглаживать все проблемы взаимного непонимания. Автор - руководитель компании X-Project