Униженные и оскорбленные


Бывает, что человек открывает собственный бизнес, лишившись работы. Бывает, что, создавая компанию, он воплощает мечту детства. Но есть и третья категория предпринимателей: те, которыми движет обида или злость.

В крупных американских компаниях появились факторы, создающие огромное психологическое напряжение для наемных сотрудников этих компаний: проблема сокращения расходов и массовые увольнения, мало связанные с реальностью претензии руководства, режим, при котором от сотрудников требуют молниеносных результатов, - все это часто создает, мягко говоря, невыносимую обстановку.

Кого-то увольняют. Кто-то, не выдержав напряжения, уходит сам. Юинг Мэрион Кауфманн в далекие 50-е гг. был агентом по продаже лекарственных препаратов и работал весьма усердно. Он получал такие комиссионные, что его заработок нередко превышал оклад президента компании. Босс оскорбился и отрезал изрядный кусок от "территории" Кауфманна. Однако вскоре комиссионные Кауфманна опять стали превосходить заработок президента. Босс вновь отрезал кусочек.

Тогда Кауфманн ушел и основал собственную компанию по торговле лекарственными препаратами - Marion Laboratoories. Предприятие оказалось настолько успешным, что в 1989 г. его купила компания Dow Chemical, заплатив около $5,2 млрд. Кауфманном двигало стремление взять реванш над несправедливым начальником, считает Мики Слотер, друг Кауфманна, работавший в Marion Labs.

В 1994 г. Кауфманн умер, но незадолго до смерти успел создать в Канзас-сити фонд Ewing Marion Kauffman, средства из которого он завещал на развитие предпринимательства, на поддержку мелкого бизнеса и молодых компаний.

Возникает вопрос: насколько мощным стимулом оказываются обида или раздражение? Практика показывает, что, руководствуясь такими чувствами, некоторые достигают впечатляющих результатов.

Джозеф Гордон работал инженером на заводе по изготовлению автомобильных комплектующих. Одиннадцать лет назад он ушел с работы, не выдержав, по его словам, тиранического стиля руководства. И вскоре основал компанию по производству манометров.

Сейчас объем продаж Differential Pressure Plus - $1 млн, при том что работает в компании всего 10 человек. По собственным словам Гордона, успех нового предприятия помог ему отомстить за унижения, которые он терпел со стороны жесткого начальника, а также за профессиональную обиду, нанесенную ему и его коллегам по цеху. "Инженеров увольняют в первую очередь, - рассказывает Гордон. - И не важно, что тебе преподносят неприятную новость со словами "ничего личного". Когда приходишь домой и сообщаешь об этом жене, это всегда оказывается очень личным".

Впрочем, к моменту увольнения у Гордона уже были пути для отступления. Инженер делал манометры в свободное от работы время, развернув производство в собственном гараже. Наступил день, когда ему пришел заказ на $250 000, и возникла необходимость выбирать между собственной компанией и чужой. "Все сложилось в высшей степени удачно", - доволен теперь Гордон.

Немаловажная деталь: вдоволь настрадавшись от жесткого руководства, Гордон пытается действовать наоборот. Его работники (точнее, работницы - у Гордона работают только женщины) во время работы могут сделать перерыв и посмотреть телевизор. Качество своей продукции они проверяют сами, и, кроме того, им не возбраняется время от времени приводить с собой ребенка или собаку - если их не с кем оставить дома.

Кстати, Кауфманн тоже исповедовал принцип "обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой". "Это лучший принцип, которым можно руководствоваться в жизни, и самый мудрый принцип, в соответствии с которым можно строить свой бизнес", - говаривал он. (WSJ, 7. 06. 2002)