Китай не поощряет поиск


Китайские власти, стремящиеся сохранить контроль над использованием Интернета, запрещают гражданам пользоваться двумя популярными международными поисковыми службами - Google и Altavista. Возможно, одной из целей этой политики является защита коммерческих интересов китайских интернет-компаний.

Изначально было объявлено, что ограничения на поиск в Интернете - заурядная мера предосторожности накануне ноябрьского Всекитайского съезда КПК, но не исключено, что речь идет о более широкомасштабном плане ужесточить контроль над доступом к онлайновой информации.

Официально правительство не признает факт запрета Google и Altavista, заявляя только, что оставляет за собой право ограждать пользователей от вредоносного электронного контента. Однако недавно на сайте принадлежащей компартии газеты PeopleХs Daily появился анонимный материал, автор которого жаловался на "неразборчивость" и "бесконтрольность" поисковых служб типа Google. В противовес этим службам автор привел пример "хорошей" поисковой машины - Yahoo.com, владельцы которой согласились блокировать критическую информацию.

"Yahoo заключила с Китаем соглашение, обязавшись не допускать безответственных действий, и до сих пор не нарушала этого обязательства", - говорится в статье.

В результате на запрос информации о запрещенной в Китае секте Фалунь Гун Yahoo либо не дает никаких результатов, либо дает ссылки на ресурсы, содержащие критику в адрес этой секты. С точки зрения PeopleХs Daily, служба Google хотя и отличается удобством, но составляет ненужную конкуренцию китайским сайтам, выполняющим сходные функции и действующим на законных основаниях. При этом сервер Google находится в Америке и не подконтролен компетентным органам Китая. Правительство оказало давление на китайских провайдеров, и сейчас китайских посетителей, обращающихся на сайт Google, переадресовывают на сайты местных поисковых служб, заметно уступающих Google по качеству. Это вызывает серьезное недовольство у тысяч представителей местного интернет-сообщества, в том числе у специалистов по ИТ, служащих, исследователей и частных лиц.

Представители Google сообщают о своих попытках договориться с Пекином, но пока эти попытки ни к чему не приводят. Между тем Google для 45 млн китайских пользователей был самой информативной из доступных поисковых служб. К примеру, англоязычный запрос по имени китайского лидера Цзян Цзэминя на Google давал 156 000 ссылок, на популярном сервере Sina.com - 1600 ссылок, а на Yahoo - всего 24. (FT, 10. 09. 2002)