Как стать приятнее


От топ-менеджеров нередко можно услышать вопрос: почему, несмотря на блестящие резюме, несколько дипломов и огромный опыт, им не удается получить желанное место работы?

Во многих случаях, как ни странно, это объясняется. .. недостатком личного обаяния. Чем выше поднимается менеджер по корпоративной лестнице, тем острее конкуренция. Какими параметрами руководствуются сотрудники кадровых служб, когда выбирают наиболее достойного из десятка кандидатов, у каждого из которых несколько дипломов об образовании и огромный опыт работы? Они выбирают того, кто производит наиболее благоприятное впечатление. Существует такое понятие - харизматичный лидер. Это руководитель, личное обаяние которого позволяет ему легко завоевывать симпатии собеседников и делать их своими сторонниками.

Шарон Ворос, много лет проработавшая в хедхантинговых компаниях, вспоминает, как одна фирма, занимавшаяся изготовлением деталей для компьютеров, искала гендиректора. Свои пожелания работодатели сформулировали так: презентабельная внешность и отличные способности к коммуникации. Искали кандидата - средних лет, высокого, подтянутого, умеющего говорить красиво, с обаятельной улыбкой и сокрушительным рукопожатием, эдакого бизнес-ковбоя. Поиски растянулись на длительное время.

Сегодня, когда многие компании переживают не лучшие времена, особенно велик спрос на руководителей, которые умеют вдохновить сотрудников на новые трудовые свершения.

Здесь, однако, возникают вопросы. Что такое харизма? И можно ли развить у себя это качество?

Специалист по консалтингу и автор книги о харизматических лидерах Тони Алессандра дает весьма лаконичное определение: харизма - это способность влиять на других в позитивном ключе. При этом он убежден, что качество это можно развить. Алессандра приводит пример Джорджа Формана. В молодости он занимался боксом и был весьма замкнут. Однако со временем стал без преувеличения харизматичным лидером - успешным предпринимателем и популярным общественным деятелем. При этом те, кто общался с ним в его новом качестве, говорят, что этот человек обладает огромным обаянием и тонким чувством юмора.

Обычно люди заражаются чужой одержимостью идеей. Увлеченный человек может легче убедить в своей правоте окружающих. Показателен пример Билла Гейтса, который совершенно не вписывается в стандартные представления о харизматичном лидере. Во время разговора он раскачивается на стуле, избегает смотреть на собеседника прямо и дает многословные, но уклончивые ответы. Однако его одержимость идеей преобразить мир с помощью новых технологий передалась сотрудникам компании.

Признанные харизматичные лидеры обладают яркой и выразительной речью. В своих выступлениях они нередко используют емкие запоминающиеся формулировки. Например, Джон Кеннеди нередко говорил так: "Не спрашивайте, что может сделать для вас ваша страна. Спрашивайте, что вы сами можете для нее сделать". Сильные образы западают людям в память и воздействуют на их сознание. Это, конечно же, не означает, что форма должна превалировать над содержанием. Если слова руководителя не подтверждаются делами, он быстро утрачивает свое обаяние в глазах коллег и подчиненных.

Люди тянутся к руководителям, которые проявляют участие по отношению к своим подчиненным. Рядом с харизматичным лидером окружающие начинают ощущать свою значимость. Такой руководитель внимательно выслушивает подчиненного, он искренне интересуется людьми, которые на него работают. Сюзан Роуан, автор книги The Secrets of Savvy Networking ( "Как использовать связи") , считает, что по-настоящему харизматичный лидер сфокусирован не столько на себе, сколько на окружающих. Такие люди стремятся сделать так, чтобы рядом с ними другие чувствовали себя комфортно, говорит она.

Герб Келлер, бывший гендиректор Southwest Airlines, сумел превратить маленькую авиакомпанию местного значения в крупного игрока на национальном рынке. Ему удалось убедить людей в правильности своей стратегии - предоставлять клиентам высокое качество обслуживания и при этом сохранять цены на низком уровне - во многом благодаря способности строить с подчиненными теплые отношения. Во время интервью с кандидатами на ту или иную вакансию Келлер нередко начинал разговор о жизни, а не о работе. Он сам придумывал премии для сотрудников и вместе с ними отмечал знаменательные события.

Весь персонал компании, от руководства до кассиров, знал, что Келлер - один из них. Им импонировала его идея, что в Southwest Airlines работают творческие, незаурядные личности и что благодаря этому их небольшой компании удалось победить крупных игроков рынка.

Конечно, пресловутая харизма - лишь одна из переменных в формуле успеха. Руководитель должен обладать и такими качествами, как талант, порядочность, пользоваться доверием у коллег и подчиненных. Однако сегодня, когда конкуренция на рынке занятости так велика, личное обаяние - могучая сила. (WSJ, Екатерина Кудашкина)