Как найти наставника


Два года назад Дженни Харден, выпускница Eastern Michigan University в городе Ипсиланти, отправилась в Атланту. Ей хотелось найти работу по связям с общественностью, но среди ее знакомых в родном городе не было никого, кто мог бы ей в этом помочь.

Приехав в Атланту, Харден стала обзванивать руководителей отделов по связям с общественностью в крупных корпорациях. Так она вышла на Роба Баскина, бывшего в ту пору директором по связям с корпорациями в компании Coca-Cola. Он получил от Харден письмо по электронной почте и согласился с ней встретиться.

Роб Баскин, занимающий сейчас пост старшего вице-президента в одной из компаний по связям с общественностью в Атланте, вспоминает, что на первой встрече Харден произвела на него самое благоприятное впечатление. "Дженни показалась мне достаточно амбициозной, умной и любознательной, - рассказывает он. - Я заметил, что у нее неплохое чувство юмора и что она не боится высказывать и отстаивать собственное мнение - все эти качества заметно выделяли ее из основной массы выпускников".

Баскин решил, что может помочь Харден. Сейчас они регулярно встречаются и обсуждают проблемы, которые возникают у нее на работе - Дженни нашла место в отделе маркетинга одной из юридических фирм в Атланте. Роб Баскин стал ее наставником.

Многие молодые специалисты, придя в бизнес, хотели бы иметь наставника - человека, который мог бы подсказать им, как вести себя в той или иной ситуации, снабдить необходимой информацией и просто посоветовать, как побыстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Однако процесс поисков наставника, который согласился бы тратить на молодого сотрудника силы и время, может оказаться нелегким.

Для начала следует составить себе репутацию добросовестного сотрудника, целиком и полностью ориентированного на достижение высоких результатов. Никто не станет тратить время на малоперспективного сотрудника.

Молодому специалисту не помешает провести собственное небольшое исследование. Многие консультанты предлагают для начала обратить внимание сразу на нескольких потенциальных наставников - людей, которые обладают в его глазах авторитетом и у которых он хотел бы учиться. Как только нуждающийся в наставничестве остановил свой выбор на наиболее достойных, с его точки зрения, кандидатах, нелишне собрать побольше информации об этих достойных людях: в какой области работают, чем увлекаются и чем интересуются. "В ваших же интересах понять, почему вы хотите учиться именно у этого человека", - советует Элизабет Гибсон, консультант из фирмы RHR International, специализирующейся на корпоративной психологии.

Начинать судьбоносный разговор следует крайне осторожно. Просто подойти к человеку и сказать: "Будьте моим наставником" - не лучший вариант. Некоторые вообще советуют избегать самого слова "наставник" - оно часто наводит на мысль о "второй работе", на которую приходится тратить не меньше времени, чем на первую.

Генеральный директор нью-йоркской консалтинговой компании WJM Associates Уильям Морин советует молодому специалисту строить разговор иначе. Для начала следует просто спросить, не против ли человек, которого он хочет видеть своим наставником, если к нему будут изредка обращаться за советом. Людям, как правило, нравится, когда спрашивают их мнение, поэтому начинать общение следует с одного-двух вопросов.

Часто, стремясь обзавестись учителем, люди совершают серьезную ошибку. Им удается заручиться согласием опытного человека, но этим все и заканчивается. За советом они не обращаются и новых встреч не ищут.

С первых шагов в общении молодой специалист должен продемонстрировать серьезность своих намерений. "Если вы скажете мне, что собираетесь сделать одно, затем другое и третье, а потом приходите и рассказываете, что первое уже сделали, а теперь работаете над вторым пунктом программы, тогда я вижу, что имею дело с последовательным и целеустремленным человеком", - говорит Стэси Блейк-Берд, профессор бостонской Simmons School of Management.

Большинство людей хотят знать, почему их просят стать наставниками и чего ожидает молодой специалист от их сотрудничества. А потому, готовясь к разговору, неплохо постараться четко сформулировать ответ на подобный вопрос.

Анн Хоули-Стивенс, управляющий партнер из консалтинговой компании ClearRock в Бостоне, предлагает молодому специалисту рассказать будущему наставнику, какие цели он перед собой ставит, чем может помочь ему человек, обладающий большим опытом, и как часто он хотел бы встречаться со своим новым учителем.

И, наконец, наставника следует заинтересовать собой. Например, можно отправить ему статью, которая, по мнению ученика, может пригодиться учителю. Консультант по вопросам карьеры Беверли Кей вспоминает, как один из ее "учеников" за каждую встречу с ней "расплачивался" двумя часами в Интернете. На ее взгляд, вполне остроумное решение.

"Очень важно поинтересоваться, чем вы можете со своей стороны оказаться полезными своему наставнику, - рассказывает Кей. - Спросить его, например, что он должен, но не успевает делать". Многие, продолжает она, расценивают просьбу стать чьим-то наставником как комплимент. Однако это занятие требует много времени, и вовсе не все могут пойти на такие жертвы. (WSJ, 12. 08. 2003, Екатерина Кудашкина)