Калифорния взялась за спамеров всерьез


Во вторник губернатор Калифорнии Грей Дейвис подписал самый суровый в юридической практике США закон против спама. Закон, вступающий в силу 1 января следующего года, запрещает вредоносную коммерческую рассылку электронных сообщений, в которых указаны входящие или исходящие калифорнийские почтовые адреса.

Принятие такого закона в самом густонаселенном штате США может стать важным прецедентом в борьбе со спамом на федеральном уровне и в отдельных штатах. По данным ряда исследователей, в настоящее время практически половина всего трафика электронной почты во всем мире приходится на спам, что вызывает все больше нареканий у индивидуальных и корпоративных пользователей. Неудивительно, что борцы с нежелательной массовой рассылкой одобрили инициативу законодателей из Калифорнии. Однако многие сомневаются в действенности антиспамерских мер в масштабах штата. "Новый документ может оказаться полезным в качестве образца для федерального законодательства, но вряд ли он приведет к существенному сокращению потоков спама, получаемых жителями Калифорнии", - говорит Рэй Эверетт-Черч, один из руководителей компании ePrivacy Group, разрабатывающей технологии борьбы со спамом.

Новый закон требует, чтобы отправитель маркетинговых материалов состоял в деловых отношениях с адресатом или по крайней мере получил от него явное разрешение на коммерческую рассылку. Действовавшие до сих пор антиспамерские законы были более мягкими: зачастую для исключения того или иного пользователя из списка рассылки этот пользователь должен был в явном виде отказаться от навязчивого сервиса. В принципе, закон штата Делавэр также требует явно выраженного согласия пользователя на получение коммерческой рассылки, однако калифорнийский закон более суров - он позволяет возбуждать иски против спамеров не только официальным чиновникам, например прокурорам штата, но также интернет-провайдерам и частным лицам.

Скотт Ритчер, глава маркетинговой фирмы Optinrealbig.com, специализирующейся на массовой рассылке, утверждает, что принятый калифорнийский закон его не затронет. Optinrealbig.com рекламирует по электронной почте "Виагру", товары "для взрослых" и ипотечное кредитование, однако формально имеет при этом деловые отношения со всеми своими адресатами.

Кевин Мюррей, сенатор Калифорнии от Лос-Анджелеса, разработавший антиспамерский закон, считает, что рекламные и маркетинговые службы компаний обязаны более тщательно и осторожно продумывать свою стратегию коммерческой рассылки. "Нам безразлично, насколько сложна эта задача для рекламодателей, - говорит Мюррей. - Получателям такая рассылка нежелательна, и мы должны оградить от нее жителей штата".

Согласно новому закону штраф за посылку каждого послания из категории спама может достигать $1000, а каждая спамерская кампания обойдется ее инициатору в сумму до $1 млн.

Применение нового закона будет осложняться рядом технических проблем, которые и раньше делали борьбу со спамом малоэффективной. Интернет-провайдеры регулярно принимают меры по отслеживанию источников спама, однако спамеры прибегают к различным изощренным контрмерам, например постоянно меняют свои адреса, пытаются скрыть адрес, направляя письма через несколько промежуточных почтовых серверов, посылают спам из других стран и т. п.

На международный характер спама указывает и Ассоциация прямого маркетинга (DMA) , представители которой традиционно ведут в Вашингтоне лоббистскую деятельность, препятствуя принятию антиспамерских законов. Представители DMA заявляют, что создаваемое отдельными штатами "лоскутное одеяло" законов не способно ограничить спам. Кроме того, юристы ожидают, что рекламодатели будут оспаривать новый закон в судах, доказывая, что он ограничивает развитие коммерции. (WSJ, 24. 09. 2003, Александр Сафин)