MBA по-китайски


Когда 28-летний Дун Цзюн-цзюн решил получить диплом MBA, прежде чем отставить место в банке и открыть собственную компанию по подбору руководящих кадров, он поступил так же, как теперь поступают многие китайцы. Дун не поехал учиться за границу, а поступил в одну из бизнес-школ в Шанхае.

"За последние годы многое переменилось, - рассказывает Дун. - В Китае больше не существует пиетета по отношению к "морским черепахам", как называют здесь выпускников иностранных учебных заведений. Теперь смотрят только на уровень квалификации".

В зарубежных бизнес-школах эту тенденцию уже заметили и теперь устремились в Китай, чтобы предлагать там услуги по бизнес-образованию в сотрудничестве с китайскими университетами. У иностранных школ, располагающих программами MBA, появился уникальный шанс поучаствовать в формировании корпоративной культуры Китая.

Сегодня количество программ MBA и EMBA растет здесь стремительно и неудержимо. Уже сейчас будущая элита китайского менеджмента обучается по 166 программам, и еще 20 программ находятся в процессе разработки. Число студентов растет еще быстрее. По данным Джонатана Ди Ролло, только что завершившего исследование рынка программ MBA в Китае, если в 1997 г. по ним обучалось 2400 человек, то сегодня число студентов выросло до 8000.

По всей вероятности, эта тенденция будет сохраняться на протяжении еще нескольких лет. Правительство КНР намерено к 2005 г. удвоить число студентов MBA. Сами же студенты, пожелавшие освоить высший пилотаж управления компаниями, становятся моложе. Кроме того, те, кто намерен обучаться по программам EMBA, все чаще платят за обучение сами. Все это свидетельствует о том, что обучение по программам бизнес-администрирования уже стало частью китайской системы высшего образования.

Отчасти рост спроса на дипломы MBA объясняется бурным ростом китайской экономики. В этой стране нет недостатка в инвестициях или рабочей силе, по нарастающей идет развитие технологического сектора. Не хватает только специалистов в области управления бизнесом.

С другой стороны, рост популярности программ по бизнес-администрированию объясняется нежеланием работающих в Китае транснациональных корпораций брать на себя дополнительные расходы, направляя туда собственных высококвалифицированных менеджеров.

По данным Ди Ролло, на сегодняшний день курсы MBA отличаются огромным разнообразием и по содержанию, и по стоимости. Обучение может стоить от $2500 до $25 000. Курс EMBA может обойтись дороже $70 000.

Результатом этого многообразия стал более широкий выбор, с одной стороны, но и менее жесткие нормы, предъявляемые к этому обучению, - с другой.

"Нам необходим высокий уровень бизнес-образования. Нам не нужны школы-однодневки, - говорит Рольф Кример, заместитель декана шанхайской China Europe International Business School (CEIBS). - Сегодня становится все труднее разобраться в этом многообразии программ".

Не облегчает дела и неразборчивость многих китайских образовательных учреждений, которые готовы заключать договоры с бесконечным числом иностранных партнеров. Например, университет Jiao Tong, в котором учился Дун Цзюн-цзюн, заключил договоры по меньшей мере с шестью иностранными партнерами, в результате чего одно только это учебное заведение предлагает обучение по шести различным программам MBA.

Кроме того, здесь действует и так называемый "шанхайский фактор". Шанхай, коммерческая столица Китая, естественным образом стал центром китайского бизнес-образования. Это, в свою очередь, приводит к тому, что три головных шанхайских университета - Fudan, Jiao Tong и Tongji - превратились в объекты "посягательств" со стороны потенциальных партнеров из-за рубежа.

Обучение по программам MBA тоже проводится по-разному. Некоторые программы предлагают обучение на английском с переводом на китайский язык. В этих случаях лекции читают преподаватели из иностранных школ. В других случаях обучение проходит исключительно на китайском.

China Europe International Business School была создана 10 лет назад в рамках соглашения о сотрудничестве между мэрией Шанхая и правительством ЕС. В течение долгого времени она обладала преимуществом первопроходца на китайском рынке программ MBA. Однако сегодня в одном только Шанхае работает огромное число совместных проектов в области бизнес-образования. Совместные предприятия с китайскими партнерами создают такие образовательные учреждения, как Olin School of Business и несколько университетов из Британской Колумбии и из южной Калифорнии.

Профессор Кример утверждает, что CEIBS по-прежнему сохраняет уникальное положение на китайском рынке MBA, поскольку сумела создать особый дух и культуру преподавания бизнес-администрирования, в процессе которого образовательный процесс, как и полагается, строится на изучении примеров из бизнес-пректики реальных компаний - case stories. Но поскольку сам бизнес в Китае существует от силы лет 10, то и метод обучения на основе изучения case stories пока только складывается.

В CEIBS учится большое количество иностранных студентов. В этом году их число составляет 15% от общего числа учащихся, при этом руководство школы намерено довести этот показатель до 25%. Это создает предпосылки для формирования двух студенческих сообществ - собственно китайских выпускников и выпускников-иностранцев.

Впрочем, именно ради того, чтобы получить возможность создавать связи внутри глобального делового сообщества, многие китайцы все же предпочитают получить диплом MBA в иностранной бизнес-школе.

"США - крупнейший рынок технологий и инвестиций, - говорит Ху Юнь, который учится сейчас в Graduate College при Union University, расположенном в городе Шенектади, штат Нью-Йорк. - Если кто-то планирует работать в области экспорта-импорта или на международном рынке, учиться надо в Соединенных Штатах".

Но и многие программы MBA из тех, что существуют сейчас в этой стране, работают успешно, а их обилие и готовность студентов самим оплачивать свое обучение являются лишним доказательством их ценности.

Тем не менее в многосложном мире китайского предпринимательства далеко не каждый предприниматель может в полной мере оценить диплом MBA.

"Имеет значение не диплом, а способности, - убежден Ху Хуихун, менеджер по работе с персоналом в компании Sina NCSoft, занимающейся разработкой программного обеспечения для онлайновых игр. - При прочих равных диплом MBA дает определенные преимущества. Однако мы склонны обращать больше внимания на опыт работы".

Однако Дун Цзюн-цзюн по-прежнему убежден, что его диплом MBA имеет огромное значение. "Нынешнее обесценивание дипломов MBA связано с вялостью рынка занятости, - говорит он. - Однако на выпускников бизнес-школ, которым удалось накопить опыт нескольких лет работы, спрос по-прежнему сохраняется". (FT, 29. 12. 2003, Екатерина Кудашкина)