НА КОНТИНЕНТАХ: Бум не принес счастья


По мнению экономистов, наступивший 2004 год ознаменуется продолжением бума на рынке строящегося жилья Америки. Тем не менее поставщики основных строительных материалов подняли цены очень незначительно, благодаря чему цены на жилье остаются по-прежнему доступными, а вот сами они оказались чужими на этом празднике жизни и не сильно выигрывают от строительного бума.

По большей части производителям строительных материалов остается винить только себя. Наращивание производственных мощностей в конце 1990-х, обусловленное ростом спроса, привело к затовариванию рынка.

Отсутствие ценового давления объясняется также недавней консолидацией крупных строительных компаний, которые договариваются о ценах с поставщиками. Стоит одному из поставщиков поднять цену, строительные компании незамедлительно переходят на использование альтернативных материалов.

"Хотел бы заметить, что ни один из нас не становится богаче", - говорит Элан Тильманн, вице-президент по маркетингу стройматериалов в корпорации Georgia Pacific, базирующейся в Атланте компании по торговле пиломатериалами.

Производители древесных плит не сумели поднимать цены с опережением темпов инфляции. Такая же ситуация наблюдается на рынке изоляционных и кровельных материалов, ковровых напольных покрытий.

Из-за роста конкуренции и увеличения импорта из Китая снизились цены на гранитные материалы. Pacific Properties, крупная строительная компания из Лас-Вегаса, жалуется, что за последние пять лет цена гранитных материалов на отделку трехкомнатной квартиры снизилась с $2500 до $1000.

Рост цен отмечается только на древесные отделочные материалы, но и в этом случае цены стали расти уже в разгар строительного бума. В значительной степени рост цен объясняется тем, что лесные пожары, бушевавшие в Северной Америке, отрицательно сказались на производстве древесины. С другой стороны, после того как в сентябре прошлого года по Восточному побережью США прошел ураган "Изабелла", разрушивший большое количество жилых домов, спрос на древесные материалы резко подскочил.

"В общем сейчас для строительства домов время вполне подходящее", - говорит Дэниэл Фултон, президент и генеральный директор компании Weyerhauser Real Estate, одного из подразделений компании Weyerhauser, базирующейся в городе Федерал Уэй, штат Вашингтон.

Собственно, жизнь у строительных компаний далеко не всегда была такой безоблачной, как сейчас. С началом бума строительства жилья в конце 1990-х предложение на рынке стройматериалов с трудом удовлетворяло возросший спрос, цены пошли вверх и больно ударили по многим подрядчикам. Например, в одном только 1999 г. цены на древесные плиты увеличились более чем в два раза. Выросли цены и на изоляционные материалы, поскольку спрос на них рос быстрее, чем успевали реагировать производители.

Впрочем, производители стройматериалов быстро оправились от первоначального потрясения и стали наращивать производственные мощности. Например, в период с 1998 по 1999 г. компания Georgia Pacific увеличила объем производства гипсокартона на 11% - с 6,1 млрд до 6,8 млрд кв. футов.

Затем к концу 1990-х гг. бум строительства жилья пошел на убыль, в результате чего стали снижаться и цены на изоляционные материалы и материалы для сухой отделки стен. От этой ситуации отрасль оправляется дольше. "Это всего-навсего проблема спроса и предложения", - считает Скотт Дишетлер, директор по маркетингу компании Johns Manville, которая занимается производством изоляционных материалов и входит в состав корпорации Berkshire Hathaway.

Процесс консолидации, который наблюдается сейчас среди строительных компаний и приводит к образованию меньшего числа более крупных игроков, дает подрядчикам более широкие возможности для ведения переговоров с поставщиками. Сегодня представители руководства таких строительных компаний, как Centex, базирующаяся в Далласе, и KB Home со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе, рассказывают, что могут в нынешней ситуации на протяжении долгого времени - до нескольких месяцев кряду - покупать материалы по сниженным ценам. "Мы достаточно велики, - говорит Джефф Мецгер, директор по операциям компании KB Home. - Теперь поставщики готовы идти нам навстречу".

(WSJ, Екатерина Кудашкина)