На своем месте


У многих людей есть представление о том, где они хотели бы работать, этакая идеальная компания. У некоторых этот образ воплощается во вполне определенное место работы.

Дизайнер Андрей Белов называет себя типичным "одержимцем": он хочет работать в Студии Артемия Лебедева. Сейчас Андрей работает в одном из московских рекламно-полиграфических агентств, но считает его "перевалочным пунктом". Случай сегодня не самый типичный. Люди, которые ассоциируют свое имя с одной-единственной организацией, встречаются не очень часто. "Если раньше, лет восемь назад, для того чтобы попасть в некую престижную организацию, соискателям приходилось становиться в очередь, то сегодня это не так, - рассказывает HR-менеджер компании Kelly Services Галина Ширина. - Появилось больше выбора, пропала некая монополия". Тем не менее, считает Ширина, и сейчас есть люди, которые желают работать в определенной организации, и только в ней. Естественно, желание это вызывают компании престижные. По исследованиям компании Kelly Services, 43% соискателей обращают внимание на имя и репутацию компании.

Бизнес-аналитик компании McKinsey Владислав Глинберг, прежде чем устроиться на работу в эту компанию, дважды присылал свое резюме. "В первый раз мне сказали, что я не достиг того уровня, когда меня готовы взять. Почти три года мне пришлось набираться опыта в других компаниях, прежде чем я попал в McKinsey, - говорит он. - Я считаю, что это уникальная компания для развития, для дальнейших перспектив".

У большинства менеджеров, которые меняют работу с помощью хедхантеров, есть "компании мечты", где они хотели бы работать. Чаще всего, рассказывая о компании, в которой соискатель хотел бы работать, он описывает ее некими характеристиками, не называя конкретно. Как правило, у каждого из них на примете целый список таких компаний, реже - одна-единственная, замечает гендиректор хедхантингового агентства "Зеленая улица" Евгений Дремлюга. Он считает, что посоветовать последним можно только одно - собрать максимум информации о том, в каких людях нуждается "компания мечты", и стать хорошим специалистом в любой из актуальных для нее областей.

Идеалистов, влюбленных и мечтающих об одном-единственном работодателе, больше среди юных соискателей. Стремление молодых специалистов попасть в определенную компанию вполне объяснимо: работа в престижной организации повышает цену начинающего карьериста. У опытных соискателей уже другие принципы выбора компании, и это правильно. Одержимость одной компанией эксперты считают не самым полезным качеством для соискателя. По мнению психолога Института практической психологии Романа Чеснокова, несмотря на то что именно такие люди добиваются очень многого, цена этих успехов может быть довольно высокой. "Это очень стрессовое качество. Такие люди не обладают гибкостью в своей нацеленности к одной компании, - считает Чесноков. - Они, что называется, кладут яйца в одну корзину". Психологи считают, что такие люди чувствуют себя социально значимыми только в связи с большими организациями.

Оказывается, что желание работать в определенной организации не столько стимулирует, сколько тормозит карьеру. По мнению гендиректора компании "ММ-класс" психолога Марины Мелии, люди, создающие себе кумира в виде определенной организации, чаще всего разочаровываются в такой компании. Однако, если стремление работать в компании не является чем-то маниакальным, это качество может стать стимулом.

Желающим связать свою жизнь с определенной организацией можно порекомендовать несколько стратегий.

Через тернии к звездам.

Прийти в организацию на маленькую должность и строить свою карьеру именно здесь - стратегия довольно частая. Но не у всех хватает терпения ждать, пока тебя заметят и повысят в должности, и при этом сопротивляться предложениям от других компаний.

"Огородами".

Многие специалисты не решаются сразу направиться в компанию "своей мечты", объясняя это себе тем, что еще не доросли. Они предпочитают набраться опыта в другом месте, но считают его временным. Андрей Белов, мечтающий о Студии Артемия Лебедева, никаких определенных шагов еще не предпринимал, однако считает, что через пару лет будет готов прислать в компанию свое резюме.

"Измором".

Этот способ не самый работающий, считают специалисты: вас просто могут принять за сумасшедшего. Но иногда такая страстная приверженность компании может сыграть положительную роль. "Самые настойчивые претенденты, стремящиеся попасть к нам на работу, - это выпускники вузов, - говорит директор по кадрам компании "Тинькофф" Ольга Стасовская, - они готовы ждать, обивать пороги, выполнять работу на дому, и только после этого мы принимаем их в свою команду".

Но, как оказывается, попасть в желаемую компанию еще не все. Еще будучи школьником, Дмитрий Лахтюхов мечтал работать на предприятии, связанном с самолето- и ракетостроением. Когда учился в МАИ, четко определился с выбором работодателя - он хотел трудиться только в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) им. Хруничева. Туда Лахтюхов попал сразу же после получения диплома и проработал в общей сложности восемь лет. В 90-х он несколько раз уходил в бизнес, но возвращался в ГКНПЦ: его тянуло в свою "компанию мечты". Год назад, поскольку госзавод не мог удовлетворить его зарплатных запросов, Лахтюхову, который работал там начальником участка и получал около 8000 руб. , пришлось уволиться. "Если бы не эта проблема, я вряд ли ушел бы из компании, о которой мечтал", - рассуждает Лахтюхов, который стал главным специалистом по информационно-аналитическому обеспечению Российской ассоциации "Станкоинструмент".