Судьба монополиста


"Новогор-Прикамье" - первая в Перми частная управляющая компания, пришедшая в жилищно-коммунальную сферу, может быть оштрафована антимонопольным ведомством за нарушения законодательства. Компания устранила в срок не все вынесенные ФАС предписания. Эксперты говорят, что это первый случай, когда абоненты жалуются на частную управляющую компанию.

1 октября 2003 г. мэрия Перми и "дочка" "Интерроса" - "Новогор-Прикамье" подписали годовой договор аренды "Пермводоканала". В конце года предполагается подписать долгосрочный договор. Сумма инвестиций "Новогор-Прикамья" в развитие водоканального хозяйства Перми в течение года должна составить 100 млн руб. Компания предоставляет услуги водоснабжения и канализации в Перми с 1 декабря 2003 г.

Первые жалобы на "Новогор-Прикамье" поступили в ФАС еще в феврале этого года. Но до сих пор, несмотря на вынесенное теруправлением ФАС предписание, "Новогор-Прикамье" не устранила все нарушения. Об этом сообщила "Ведомостям" главный специалист отдела теруправления Антонина Одинцова. Поэтому, по ее словам, ФАС возбудила административное дело, которое планируется рассмотреть 3 июня.

С заявлением о нарушении закона о конкуренции и навязывании невыгодных условий в ФАС в начале февраля 2004 г. обратился Научно-исследовательский институт управляющих машин и систем (ГОСНИИУМС). По словам Одинцовой, аналогичные заявления поступали также от торгово-финансовой компании "Нега" и Пермского маргаринового завода "Сдобри".

Прикамское теруправление ФАС признало, что компания "Новогор-Прикамье" в сфере предоставления услуг водоснабжения и канализации занимает доминирующее положение и ряд пунктов публичного договора с абонентами не соответствует действующему законодательству. Например, говорит Одинцова, "Новогор-Прикамье" ограничила абонентов в праве выбора лаборатории для проведения анализа сточных вод. Договором был предусмотрен безакцептный порядок списания штрафов и пеней. Также теруправление признало противоречащим Гражданскому кодексу РФ наложение на абонента штрафа за несвоевременное уведомление об изменении реквизитов, юрстатуса и о реорганизации компании.

В предписанный теруправлением срок - до 1 мая - "Новогор-Прикамье" устранила нарушения, кроме положения о штрафных санкциях за несвоевременное уведомление о смене реквизитов. "В федеральном законе о конкуренции нет понятия о частичном исполнении предписания, поэтому мы возбудили административное дело", - заявила Одинцова. Его рассмотрение назначено на 3 июня. За неисполнение предписания компании грозит штраф размером от 200 000 руб. до 500 000 руб. , говорит Одинцова.

Как пояснила начальник юротдела "Новогор-Прикамья" Ольга Балякина, договор с компанией заключили более 2300 абонентов. "До 20 апреля уведомить такое количество абонентов было невозможно", - сказала она. По ее словам, компания будет настаивать на исключении из договора пункта о штрафах.

Руководитель сектора развития конкурентных отношений Фонда "Институт экономики города" Владлен Прокофьев считает, что в действиях "Новогор-Прикамья" нет нарушения антимонопольного законодательства. Это гражданско-правовые отношения, одной из черт которых является публичный договор, сказал он. Компании надо знать, кому она поставляет воду, поэтому уведомление о смене реквизитов вполне оправдано".

По словам Прокофьева, безакцептное списание денег может производиться только по письменному поручению, выданному клиентом банку, т. е. с разрешения абонента.

Начальник юротдела компании "Пермрегионгаз" Борис Савостьянов сказал: "Любая монополия составляет договор исходя из сложившейся практики". По его мнению, компании обращаются в ФАС, потому что там не надо платить пошлину, как в арбитражный суд.

Обращение ГОСНИИУМСа в ФАС руководитель сектора развития конкурентных отношений фонда "Институт экономики города" называет уникальным случаем. "В Сызрани частник вошел в систему водоснабжения три года назад, и случаев обращения в ФАС еще не было", - говорит он.

При этом Прокофьев отмечает, что приход частников в сферу оказания жилищно-коммунальных услуг привел к ужесточению требований к предоставляемым услугам со стороны предприятий.