Китайские власти приказали антибиотикам подешеветь


Новые ограничения – это отклик на протесты населения против слишком высоких цен и попытка обуздать коррупцию в больницах. В то же время понижение цен на антибиотики, наиболее широко распространенные в Китае лекарства, будет означать снижение прибыли в том числе таких фармацевтических гигантов, как Eli Lilly, Roche, Aventis, Abbott, Glaxo-SmithKline, Pfizer и японской Dai-Ichi. Еще одной жертвой новых ограничений станут китайские больницы, 70% выручки которых поступает от продажи лекарств.

На антибиотики приходится примерно 35% китайского рынка лекарств, оборот которого составляет $6 млрд. Это значительно более высокий процент, чем в западных странах, в большинстве которых доля антибиотиков составляет менее одной десятой от общего объема продаж. По словам менеджера одной из иностранных компаний, “тенденция [к снижению цен] становится пугающей для некоторых компаний, работающих в Китае”.

Еще сильнее понижение может отразиться на китайских компаниях: по решению правительства сильнее сократится цена на дженерики местного производства, чем на иностранные препараты, большинство из которых патентованные.

У компаний будет возможность обсудить ситуацию с местными бюро по ценам перед тем, как новые правила вступят в силу (это произойдет 7 июня). Китайская Комиссия по национальному развитию и реформам, определяющая экономическую политику страны, сообщила, что решение понизить цены на антибиотики было принято из-за жалоб потребителей и в связи с понижением цен на сырье для производства лекарств. Аналитики считают, впрочем, что желание покончить с коррупцией в медицинской системе также стало важным поводом для решения властей. Правительство, по их мнению, считает, что в результате врачи в больницах будут реже брать взятки от оптовых продавцов лекарств. По мнению Юаня Лу, аналитика компании United Securities в Шеньжене, власти обеспокоены тем, что у врачей слишком много стимулов как законных, так и незаконных, для того чтобы прописывать пациентам антибиотики. “Врачи, которых привлекают деньги от продажи антибиотиков, часто прописывают их даже в тех случаях, когда необходимости в их применении нет”, – говорит Юань Лу.

Впрочем, по мнению менеджеров западных фирм, меры по снижению цен могут и навредить экономике – подстегнут спрос и приведут к увеличению страховых выплат.

“Этот рынок всегда быстрее многих других реагирует [на сокращение цен], особенно с учетом неудовлетворенного спроса в Китае”, – говорит один из менеджеров. Китайский рынок растет примерно на 12–15% в год, с такими темпами роста он скоро выйдет на 3-е место в мире после американского и японского. Количество иностранных компаний на этом рынке между тем уменьшается, их теснят местные производители, которые могут себе позволить продавать лекарства по более низким ценам. Доля иностранных компаний на китайском рынке антибиотиков по объему проданных лекарств составляет от 10% до 15%, а по выручке 20%. (FT, 02.06.2004, Кирилл Корюкин)