ЭКСПЕРТЫ: Что тормозит развитие ритейла


– Каковы, по-вашему, основные проблемы в развитии розничной торговли в России?

– Первое – конкуренция с открытыми рынками, которые не платят налоги и, соответственно, имеют преимущество по цене. Второе – нехватка качественных торговых помещений. Также нехватка кадров, недостаток финансирования, чрезмерное регулирование и лицензирование.

– Что должно быть изменено в существующей практике, чтобы решить проблемы?

– Прежде всего нужно, чтобы государство упростило регулирование. При открытии магазина ритейлор должен получить огромное количество разрешений, лицензий. По словам ритейлоров, вся эта волокита занимает 8–11 месяцев.

– В чем сложность в развитии сетей в Москве и Санкт-Петербурге, в других крупных городах?

– В основном это нехватка торговых помещений. Именно дефицит помещений в наибольшей степени тормозит развитие ритейла. Вся проблема в отсутствии достаточного предложения торговой недвижимости.

– Может быть, дело еще и в том, что массовый покупатель не готов к новым форматам торговли?

– Нет. Думаю, российский покупатель готов к новым форматам.

– Может быть, не готовы сами ритейлоры, поставщики?

– Все готовы. Но развитие розничной торговли – эволюционный процесс. Он требует времени.

– Выгодно ли инвесторам вкладывать средства в розничную торговлю и почему?

– Выгодность вложений определяется только по выходе из бизнеса или при его продаже. Пока этого не наблюдалось, и, соответственно, сказать что-либо о выгодности сложно.

– Какова приблизительная доходность от инвестиций в торговлю?

– От 15% до 40% возврата на вложенный капитал.

– Какого рода компании в России наиболее активно инвестируют в ритейл?

– Инвестируют больше всего сами ритейлоры.

– Какого рода компании наиболее активно инвестируют в торговую недвижимость?

– К сожалению, нет такой статистики. Но мое предположение, что тенденция меняется в сторону финансовых институтов – банков и фондов прямых инвестиций.

– Как вы видите будущее нашего ритейла? Через сколько лет структура нашего розничного рынка будет походить на структуру рынков развитых стран?

– Доля цивилизованной торговли в России вырастет с 15% в 2003 г. до 35% к 2010 г.

– В каком городе легче всего, быстрее всего развиваются розничные сети? Есть ли места в стране, где розничной торговле развиваться легче?

– Москва и Питер – такие места. Они наиболее удобны для развития ритейла по историческим причинам. Все дело в доступности капитала.