У дискаунтеров разные маршруты


Инвесторам остается гадать, чья стратегия окажется более удачной в ситуации, когда и дискаунтеры, и традиционные авиакомпании переживают период стремительного роста цен на нефть. Топливо – вторая по величине статья расходов авиакомпаний после фонда зарплаты. Особенно чувствительны к ценам на него компании, летающие на небольшие расстояния, т. е. совершающие больше взлетов и посадок.

В последнее время некоторые из них решили пожертвовать дешевизной, своим главным преимуществом. Они предлагают клиентам бронирование посадочных мест, питание на борту и размещение в VIP-залах аэропортов. Другие считают, что в условиях роста цен на нефть лучше остаться “дешевыми”.

Цены акций всех дискаунтеров, взлетевшие после терактов в США осенью 2001 г., последнее время падают. Но “дешевые” пока удерживают преимущество перед “менее дорогими”. Так, цена акции американского дискаунтера-первопроходца Southwest Airlines в этом году снизилась на 12%, в то время как бумаги конкурирующей JetBlue, которая установила на своих самолетах телевизоры и кожаные кресла и начала доставлять пассажиров в крупнейшие аэропорты, упали на 19%. В среднем американские “авиационные” акции упали на 22%.

Компании, которые стремятся увеличить прибыль за счет привлечения богатых клиентов, уверены в успехе. В их числе американская JetBlue, британская easyJet, австралийская Virgin Blue и ближневосточная Air Arabia. JetBlue, например, собирается закупить несколько новых небольших самолетов, которые позволят компании попасть на новые региональные рынки, но обслуживание которых обойдется значительно дороже, чем обеспечение работы имеющихся у компании самолетов Airbus.

“Мы рассчитываем, что за счет использования новых самолетов сможем повысить прибыль,– говорит старший вице-президент JetBlue Тим Клэйдон. – Речь идет не об увеличении расходов, а о завоевании новых рынков”.

Гендиректор easyJet Рэй Уэбстер говорит, что компании выгодно использовать дорогой, но удобный парижский аэропорт Орли. “Мы зарабатываем лишние доллары на клиентах, ценящих свое время”, – сказал он.

Другие дискаунтеры считают такой подход ошибочным. Малайзийская Air Asia, которая ранее планировала летать в Гонконг, предпочла более дешевый аэропорт Макао, из которого пассажирам после приземления приходится 45 минут добираться до города на пароме.

По мнению Майкла О’Лири, основателя ирландской Ryanair, в условиях жесткой конкуренции всегда победят компании, предпочитающие как можно больше экономить. (WSJ, 5.10.2004, Кирилл Корюкин)