“Конверс” неправильно продали


В декабре 2000 г. Андрей Мельниченко, предправления и основной владелец МДМ-банка, возглавил правление Конверсбанка, опорного банка атомщиков. Мельниченко рассчитывал получить контроль над Конверсбанком и объединить его с МДМ-банком, консолидировав до 80% финансовых потоков Минатома. Смена руководства Минатома весной 2001 г. сорвала эти планы. Структуры МДМ выкупили блокпакет “Конверса” и инициировали допэмиссию в надежде довести его до 62%, однако атомщики начали борьбу за возврат контроля над Конверсбанком при поддержке Альфа-банка. К середине 2002 г. структурам МДМ удалось консолидировать около 85% акций Конверсбанка, заключив мировую с атомщиками и “Альфой”. А в начале 2003 г. Конверсбанк был продан акционерам Академхимбанка.

В Росатоме к выводам ведомства Степашина отнеслись безразлично. “Все это было, когда Конверсбанк перестал играть роль отраслевого банка, – заявил руководитель центра общественных связей Росатома Николай Шингарев. – Руководству [Минатома] было известно об этих относительно небольших нарушениях, ничего криминального тут нет”.

30 декабря Счетная палата обнародовала итоги проверки исполнения распоряжения правительства от 2 апреля 2002 г. по приватизации госпакетов акций в Конверсбанке и некоторых других банках. По данным СП, с апреля по июнь 2003 г. пять государственных организаций, подведомственных Минатому, передали пакеты акций Конверсбанка на 43,2 млн руб. (около 15%) негосударственным организациям, а должны были – Минимуществу. На апрель 2002 г. госпакет в Конверсбанке составлял 42,6%, однако Минимуществу досталось лишь немногим более 14%. Коллегия Счетной палаты решила направить отчет о результатах проверки в правительство, ФСБ, Генпрокуратуру и Федеральное собрание. Аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов считает, что материалов проверки Конверсбанка “достаточно для возбуждения уголовного дела против руководителей [финансовой] группы МДМ, незаконно получившей госпакет акций “Конверса”. “В особых случаях Счетная палата направляет в Генпрокуратуру представления о возбуждении уголовного дела, здесь же решили ограничиться отчетом. Но нарушения все равно серьезны”, – пояснил Игнатов.

Партнер компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин считает, что руководителям атомных ГУПов, совершавшим сделки, и чиновникам Минатома, их согласовывавшим, могут грозить служебные взыскания. Он полагает, что вернуть акции “Конверса” государству нереально: “Возврат акций будет затруднен, поскольку их нынешние владельцы – добросовестные приобретатели”. В МДМ-банке и “Конверс Групп” комментарии вчера получить не удалось.