Забрать все


Вчера Тимошенко уточнила планы новой украинской власти по деприватизации. По ее словам, Генпрокуратура составила список из 3000 предприятий, которые в течение последних пяти лет были проданы с нарушениями. Теперь правительство и прокуратура собираются через суды вернуть в госсобственность все эти компании, сказала премьер. Днем раньше Ющенко говорил, что массовой национализации на Украине не будет, а пересмотр итогов приватизации ограничится 30–40 компаниями. Их список президент обещал предъявить “в ближайшее время”.

По данным представителя украинского Фонда госимущества Нины Яворской, за пять лет в стране было приватизировано в общей сложности 7253 компании, из них 94% – малые предприятия. Списка тех 3000 объектов, которые, по мнению Тимошенко, были проданы незаконно, в фонде нет, говорит Яворская. А по данным премьера, после продажи всех этих предприятий возбуждались уголовные дела, которые “закрывались по телефонным звонкам”. “Здесь и отсутствие конкурсов приватизации, и беспрецедентное уменьшение оценки стоимости... Здесь полный спектр, как за копейки продавали детские лагеря, которые расписывались между ближайшим окружением президента”, – цитирует слова Тимошенко “Интерфакс”.

Даже 1000 серьезных компаний – “это вся украинская экономика”, замечает совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. Консультант Тимошенко Дмитрий Выдрин убежден, что национализированы в итоге будут “не больше 150” компаний, которые были куплены с “вопиющими” нарушениями.

Российских политиков и бизнесменов слова премьера повергли в шок. “Меня это потрясло”, – признает советник Ющенко Борис Немцов. По его словам, планы Тимошенко прямо противоречат позиции украинского президента и “разрушают инвестиционный климат”: “После таких слов деньги не только не пойдут в страну, они оттуда побегут”. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, который во вторник встречался с Ющенко, называет высказывания Тимошенко “чушью”. Лебедев, напротив, относится к премьерским угрозам серьезно: он убежден, что среди 3000 кандидатов на деприватизацию обязательно найдутся и компании с российским участием. “По той же UMC [принадлежит “Мобильным ТелеСистемам”] украинская Генпрокуратура уже пыталась оспаривать приватизацию”, – поясняет Лебедев. Планы его компании по вхождению на украинский рынок теперь могут быть пересмотрены, добавил он.

“У двух центров силы [Ющенко и Тимошенко] возникли противоречия”, – полагает депутат фракции СДПУ(о) в Верховной раде Владимир Заяц. Новой власти нужно справиться с повышенными расходами бюджета и отблагодарить своих сторонников, а спор касается методов решения этих задач, считает он. Напротив, по мнению украинского политолога Виктора Небоженко, “Ющенко и Тимошенко выполняют роль доброго и злого полицейских” в попытке “давить на олигархов, которые начинают попытки консолидировать оппозицию в преддверии парламентских выборов” в марте 2006 г. В любом случае, убежден Заяц, у власти “нет ресурсов для тотальной национализации”.