Каждый о своем


Обсуждение сценариев дальнейшей налоговой реформы в конце января инициировал Фрадков. Он связывает со снижением налогов надежды на удвоение ВВП. По поручению президента Владимира Путина российская экономика должна вырасти вдвое к 2010 г., но предложенные отраслевыми министерствами сценарии не обеспечивают необходимой динамики.

В дискуссию, кроме чиновников Минфина, Минэкономразвития и администрации президента, по просьбе Фрадкова вступили и предприниматели. Завтра на заседании совета по конкурентоспособности при премьере они должны представить согласованные предложения о ставках и правилах сбора налогов.

Как выяснилось, без прямого указания из Кремля ни чиновники, ни предприниматели не могут договориться о том, что делать дальше. Разногласий не вызывают только те идеи, которые уже одобрил лично Путин. В проект итогового протокола завтрашнего заседания совета, с которым удалось ознакомиться “Ведомостям”, вошли только пункты об ограничении налоговых проверок и поблажках при уплате НДС. Предприниматели поддерживают ограничение сроков проверок и запрет на повторные инспекции, за исключением проверок по решению суда. Радует их и возможность согласовывать крупные налоговые претензии с вышестоящими налоговыми органами и платить налоговые штрафы в рассрочку. Бизнес также приветствует ускорение возмещения НДС экспортерам и застройщикам, а также отмену НДС с авансов.

Остальные предложения – повод для ожесточенных споров. В своем варианте протокола предприниматели просят “рассчитать последствия различных вариантов снижения ставок НДС и ЕСН с точки зрения его влияния на темпы экономического роста и доходы бюджета”. При этом Фрадков уверен, что НДС надо снижать с 18% до 13%, потому что это ускорит темпы экономического роста на 1,5–2% ВВП в год. Руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович хотел бы с 2007 г. вообще заменить НДС на налог с продаж со ставкой 10–15%. Правда, по словам чиновника администрации, “это его личная позиция”, а официально Кремль считает оптимальным вариантом унификацию ставки НДС и ее снижение “до тех пределов, которые правительство сможет себе позволить”. Минфин снижать НДС не хочет. Во-первых, по расчетам ведомства, в бюджете 2006 г. и без этого возникнет дефицит в 500 млрд руб., а из-за 13%-ной ставки казна недоберет еще 362,5 млрд руб. Во-вторых, сказал вчера замминистра финансов Сергей Шаталов, единую ставку НДС не получится ввести раньше 2008 г. “по политическим причинам”: сейчас 10%-ная льготная ставка установлена на социально значимые товары, рост цен на которые больно ударит по населению. Вместо этого Шаталов предложил снизить налог на прибыль с 24% до 20%, ввести ускоренную амортизацию оборудования и пересмотреть таможенные пошлины на ввоз промышленного оборудования. С позицией Минфина неожиданно согласился и министр экономического развития и торговли Герман Греф, традиционно ратующий за снижение налогов. Теперь, по его словам, Минэкономразвития “полностью разделяет” опасения Минфина и считает, что снижать НДС в 2006 г. не надо.

Предприниматели тоже не понимают, чего они хотят добиться от чиновников. Представители РСПП говорят, что снижение налоговых ставок крупный бизнес не интересует – важнее упорядочение налоговых проверок и упрощение администрирования НДС. А “Деловая Россия”, например, настаивает на снижении базовой ставки ЕСН с 26% до 15%, восстановлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль и обнулении пошлин на ввоз промышленного оборудования.

Наблюдатели затрудняются прогнозировать исход налоговой дискуссии. Кудрин и Греф не боятся открытой конфронтации с Фрадковым – их споры уже становились достоянием общественности и вряд ли министры настроены на отступление, рассуждает чиновник аппарата правительства. Но и премьер, а также его окружение “настроены решительно как никогда”, замечает другой федеральный чиновник. “В конечном счете решение будет зависеть от расчетов [по последствиям от налоговой реформы], которые получит правительство”, – полагает председатель “Деловой России” Борис Титов. В любом случае “самые важные” для бизнеса решения уже одобрил президент, радуется председатель Координационного совета предпринимательских союзов Александр Шохин. Возможно, Путину придется лично разрешать конфликт между чиновниками, как это уже было при утверждении плана налоговой реформы в 2003 г., говорит он.