ВЕКТОР


Иметь много непонятных акционеров у частных российских банков становится немодным. И хотя владельцы большинства банков постепенно признаются в своем бенефициарном владении, оформлять акции непосредственно на себя они не спешат. Вместо этого они предпочитают консолидировать акции контролируемых ими банков на одном номинальном держателе. У Альфа-банка это загадочный “АБ Холдинг“, у МДМ-банка – “Техносфера”, “Актив-Холдинг” наращивает свою долю в капиталах банков финансовой корпорации “УралСиб”. Остается надеяться, что за оптимизацией структуры собственности банков “по горизонтали” последует и ее оптимизация “по вертикали”. Только так магнаты на деле могут доказать свою приверженность декларируемым принципам прозрачности. Ведь документально свою собственность они подтверждали только ЦБ при отборе банков в систему страхования. Но эта информация зачастую остается закрытой, поэтому клиентам и вкладчикам многих банков по-прежнему остается верить на слово своим финансистам в вопросе о том, кому в конечном итоге они доверяют свои средства.

Лишнее звено

Добились отсрочки

Российские автозаводы, вдохновленные поддержкой премьера Михаила Фрадкова, попытались убедить чиновников Минэкономразвития повременить со снижением пошлин на импортные автокомпоненты. В конце прошлого года Минэкономразвития и Минпромнауки согласовали перечень автокомпонентов, пошлины на которые будут снижены, и провели проект постановления правительства через комиссию по защитным мерам во внешней торговле. Теперь слово осталось за премьером.

Больше всех в снижении пошлин заинтересованы зарубежные автопроизводители. Это решение позволит им быстрее развернуть свои мощности в России. Но выяснилось, что возможность скорого прихода иностранцев и крах собственных компонентных производств страшит российских автопроизводителей, несмотря на возможность дешево покупать импортные запчасти. О своих опасениях они недавно написали премьеру. А Фрадков неделю назад на заседании правительства уведомил министра экономического развития Германа Грефа о том, что по вопросу снижения пошлин есть и альтернативные предложения. Премьер поручил подчиненному принять директоров автозаводов и до 10 марта отчитаться о результатах разговора.

Вчера такая встреча состоялась. Но сблизить позиции она не смогла. Пресс-служба Минэкономразвития сообщила “Интерфаксу”, что ведомство по-прежнему выступает за снижение пошлин. Автозаводы убеждены в обратном. Но вопрос поддержки автопрома является слишком болезненным для правительства. В этом автолобби могло убедиться два года назад, когда добивалось повышения пошлин на иномарки. И сейчас добиться своего ему будет чрезвычайно сложно, так что даже затяжка времени может считаться успехом.

Казнить нельзя помиловать

Со вступлением в силу разработанных Мининформсвязи подзаконных актов к закону “О связи” операторы IP-телефонии оказались в двусмысленном положении. С одной стороны, они могут продолжать работать до окончания срока действия существующих лицензий на “телематику и передачу данных”. С другой – не могут. Когда вступит в силу новый перечень лицензионных требований, получится, что практически все компании этих требований не выполняют. Это означает, что в любой момент к ним могут прийти инспекторы Госсвязьнадзора, оштрафовать и потребовать устранить нарушение. А в случае хронического невыполнения требований даже отобрать лицензию. На словах чиновники успокаивают операторов, заверяя, что сразу после принятия документов к ним никто не придет и в течение некоего переходного периода IP-телефонистам дадут время, чтобы получить новые лицензии или стать агентами “Ростелекома”. В ситуации, когда, с одной стороны, уже нельзя, а с другой – еще можно, Мининформсвязи вольно или невольно создает почву для избирательного применения права. Ведь если операторы работают в “серой зоне”, инвесторы не могут быть уверены, что завтра их работа не окажется вне закона. А то, как соблазнительна ситуация неопределенности для чиновника, который отныне получает власть произвольно решать, кого казнить, а кого помиловать, известно по опыту не только телекоммуникаций, но и других российских отраслей.