Группа “АВЕСТ” не страхует


По мнению страховщиков, долги у “АВЕСТ” образовались не из-за низких тарифов по ОСАГО, а из-за демпинговых ставок по страхованию от угона и ущерба компании “АВЕСТ-Классик”. В 2003 г., по данным “Эксперт РА”, компания страховала новые отечественные автомобили по 7,9%, “АльфаСтрахование” – по 9,5%, “Ингосстрах” – 9%. В этом году группа сильно повысила тарифы. В среду корреспонденту “Ведомостей” предложили застраховать в “АВЕСТ” от угона и ущерба Mitsubishi Lancer 2004 г. выпуска за 18,8%. Для сравнения: в “РОСНО” тариф составил 11,2%.

Вчера руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев подписал приказ о приостановлении лицензии на ОСАГО у компании “АВЕСТ”. О том, что у группы “АВЕСТ” – проблемы, на рынке страхования говорили давно. На компанию жаловались клиенты в ФССН и Российский союз автостраховщиков. 15 марта у одного из двух страховщиков группы – “АВЕСТ-Классик” была приостановлена лицензия. По словам представителя страхового надзора, финансовое состоянии “АВЕСТ-Классик” оставляло желать лучшего, компания нарушала сроки выплат по страхованию автомобилей, не укладываясь в положенные 15 дней. Компания должна была расплатиться по текущим долгам, в противном случае второй страховщик группы – “АВЕСТ” лишался лицензии на ОСАГО, говорит источник, знакомый с ситуацией в страховой группе.

Несмотря на предупреждение, группа “АВЕСТ” не смогла расплатиться с клиентами. У “АВЕСТ-Классик”, по данным представителя компании, около 20 000 договоров страхования от угона и ущерба, а у “АВЕСТ”, по данным Российского союза страховщиков (РСА) – 57 000 договоров по ОСАГО. По словам страховщика, знакомого с деятельностью группы, на конец 2004 г. компания имела $4 млн задолженности перед клиентами. “На начало 2004 г. было еще больше – около $8 млн, но компании удалось сократить дыру”, – утверждает он.

Степанов вчера заявил “Ведомостям”, что у него нет официальной информации о приостановке лицензии у “АВЕСТ”. “Мы только сегодня получили извещение о приостановлении лицензии у “АВЕСТ-Классик”. Лицензия приостановлена с нарушениями, мы будем обжаловать решение [ФССН] в судебном порядке”, – сказал Степанов. По его словам, действия надзора наносят урон бизнесу группы “АВЕСТ” и могут привести к проблемам у клиентов.

Между тем, по словам сотрудника компании, из нее увольняются менеджеры. “Зарплаты нет за два месяца – за февраль и за март. С 20 по 30 марта написали заявления около 40 человек из 200. С 23 марта ни одной выплаты клиентам не было. Степанов говорит всем, что к концу апреля все будет хорошо, но в это уже не верится”, – рассказывает сотрудник компании. Степанов вчера не стал обсуждать финансовое состояние компании.

Участники рынка не исключают, что именно низкие тарифы “АВЕСТ-Классик” привели к проблемам “АВЕСТ”, занимающейся ОСАГО. В ФССН не смогли ответить на вопрос, как клиентам обезопасить себя в такой ситуации.

А страховщики советуют тщательнее выбирать компании. Гендиректор “АльфаСтрахования” Владимир Скворцов проводит аналогии с банковским бизнесом: “Банк также может выдать плохой кредит, что приведет к проблемам”. В РСА ничего посоветовать клиентам “АВЕСТ” по ОСАГО не смогли.

По законодательству “АВЕСТ” после приостановления лицензии должен продолжать выплаты своим клиентам. Страховой надзор может восстановить действие лицензии или отозвать ее. В случае отзыва страховщик должен в течение шести месяцев выполнить обязательства перед клиентами и передать оставшиеся договоры другой компании, а затем ликвидироваться. Если средств в компании нет, ее ждет процедура банкротства. После ее завершения клиенты могут обращаться за компенсациями по ОСАГО в РСА. На практике такая процедура еще ни разу не применялась.