“Русснефть” вместо “ЮКОСа”


Саркисов говорит, что “Русснефти” осталось решить последнюю задачу – приобрести нефтеперерабатывающие мощности. Но сделать это будет нелегко, полагает начальник аналитического управления Газпромбанка Сергей Суверов. “Свободными” остались только НПЗ “ЮКОСа” и башкирские предприятия, замечает аналитик. Впрочем, Башкирия, по его словам, вряд ли захочет продавать свои НПЗ. А источник, близкий к компании, сказал “Ведомостям”, что “Русснефть” продолжает интересоваться активами “ЮКОСа”. Для загрузки вновь приобретенных АЗС “Русснефть” уже заключила договор процессинга с Сызранским НПЗ “ЮКОСа”. Дашевский оценивает его в $300–400 млн. Но Суверов говорит, что “Русснефть” при его продаже ожидает жесткая конкуренция – от “Татнефти”, “Сургутнефтегаза” и, возможно, “ЛУКОЙЛа”. Саркисов о возможности покупки этих предприятий говорить отказался.

Оставив три года назад “Славнефть”, Михаил Гуцериев тут же создал собственную нефтяную компанию. И сразу после учреждения “Русснефти” он объявил, что намерен превратить ее в одного из лидеров российского рынка. За два с половиной года “Русснефть” скупила более 10 добывающих предприятий в Поволжье, на Урале и в Сибири. В итоге добыча “Русснефти” выросла с 1,5 млн т до 10 млн т – в 2004 г.

В этом году “Русснефть” планирует поднять добычу до 15 млн т, выручку – до $2 млрд. Пресс-секретарь компании Эдуард Саркисов напоминает, что в начале года “Русснефть” купила одну из крупнейших в Москве сеть АЗС “Гранд”. А в пятницу венгерский концерн MOL сообщил о продаже “ЮКОСом” 50% в СП “Западно-Малобалыкское”, владеющем лицензией на разработку Западно-Малобалыкского нефтяного месторождения в Западной Сибири (около 20 млн т доказанных запасов). По данным MOL, “Русснефть” “задекларировала намерение” купить эту долю в ближайшем будущем. Сейчас 50% в СП принадлежат четырем офшорам и вскоре “от новых партнеров” должен перейти к “Русснефти”.

В “ЮКОСе” от комментариев отказались. С Гуцериевым связаться не удалось, а Саркисов утверждает, что заявление MOL “не соответствует действительности”. Но источник, близкий к компании, говорит, что “Русснефть” уже выкупила эти 50%. Справедливая цена пакета – $75–100 млн, но с учетом проблем “ЮКОСа” доля в СП скорее всего оценивалась с дисконтом, добавляет начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский.

Кроме того, в марте “Русснефть” создала “Русснефть-Транспорт”, которая займется железнодорожными перевозками нефти и нефтепродуктов компании. По словам Саркисова, сейчас в парке “Русснефть-Транспорта” 2000 цистерн, включая собственные и взятые в лизинг. До конца года парк будет расширен до 5000 вагонов и полностью выкуплен в собственность “Русснефть-Транспорта”. Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова говорит, что сумма такой сделки должна составить около $150 млн, а транспортная “дочка” “Русснефти” – войти в десятку крупнейших перевозчиков.

Гуцериев также хотел обзавестись собственным пароходством. В марте он предложил выкупить 76% акций крупнейшего в стране речного перевозчика “Волготанкер”, рассказали “Ведомостям” три близких к переговорам о продаже компании источника. Менеджмент компании стал искать покупателя на пароходство в конце прошлого года. Тогда они хотели получить за свой пакет $130–140 млн, а также $120 млн на погашение CLN “Волготанкера”. Затем, по словам собеседников “Ведомостей”, менеджеры “Волготанкера” “уценили” пакет до $90 млн. Но, по словам собеседников “Ведомостей”, менеджеров не устроило предложение Гуцериева.