Иран решил рискнуть


Выступая вчера по национальному телевидению, вице-президент Ирана и руководитель иранской Организации по ядерной энергии Голам Реза Агазаде заявил, что возобновляются работы по конверсии и сублимации урана на заводе в районе города Исфаган, но весь цикл работ по обогащению производиться пока не будет. То есть речь лишь об одной стадии производственной цепочки по обогащению урана. Чтобы использовать производимый на заводе под Исфаганом гексафлорид урана в ядерной энергетике или в военных целях, он должен пройти еще одну стадию. Точное время, когда работы будут возобновлены, еще не объявлено. “Мы полагаем, что часть атомной деятельности должна быть возобновлена, но мы продолжаем обсуждать условия и момент для этого”, – пояснил вчера секретарь Верховного совета Ирана по национальной безопасности Хасан Рохани.

Заявление Агазаде означает отказ Ирана от обязательства временно прекратить все работы, связанные с обогащением урана, взятого им на себя в соглашении с “тройкой” ЕС 14 ноября 2004 г. Правда, в тексте соглашения подчеркивается, что приостановка работ – “добровольная мера по укреплению доверия”, которая не может считаться юридическим обязательством. Однако дальнейшие переговоры Ирана со странами “тройки” до сих пор не принесли результата: европейцы требуют окончательного отказа Ирана от программы производства ядерного топлива, в то время как Тегеран настаивает на своем праве проводить такие работы в мирных целях. “Иранцы недовольны результатами переговоров: они рассчитывали заключить за спиной США сепаратное соглашение с европейцами, которое позволило бы им сохранить возможности по обогащению урана”, – констатирует Гарри Сеймур из лондонского Международного института стратегических исследований.

Министры иностранных дел стран Великобритании, Франции и Германии направили в адрес Ирана письмо, в котором обратили внимание на возможные “негативные последствия” объявленного решения. Ранее верховный комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана заявлял, что, в случае если работы будут возобновлены, проблема иранской ядерной программы будет вынесена на Совет Безопасности ООН с предложением ввести против Тегерана международные санкции. Аналогичной позиции придерживаются и США.

“Мы подробным образом проверяем любую информацию, говорящую о намерении возобновить переработку [урана в Иране]. Сейчас мы находимся в постоянном контакте с “тройкой” европейских стран и иранскими властями и рассчитываем, что режим [ядерного] нераспространения будет соблюдаться”, – заявил журналистам министр иностранных дел России Сергей Лавров.

По мнению Роземари Холлис из лондонского Королевского института международных отношений, иранское заявление – “тревожный сигнал”, однако его истинной целью является давление на США. “В обмен на отказ от ядерной программы иранцы хотят добиться гарантий безопасности со стороны Вашингтона и ради этого готовы балансировать на грани кризиса”, – считает Холлис. По мнению Холлис, решение Ирана возобновить работы не является окончательным и при необходимости может быть пересмотрено. C Холлис согласен Сеймур, который считает, что перед лицом угрозы санкций со стороны Совбеза ООН Тегеран в последний момент пересмотрит свое решение.