BMW предпочла качество


В пятницу канцлер Германии Герхард Шредер перережет ленточку на новом заводе компании в Лейпциге, на котором будет собираться самый популярный автомобиль концерна – BMW третьей серии. Этот ход нетипичен для автомобильной индустрии. Как раз наоборот, другие автомобильные компании переносят производство в развивающиеся страны Восточной и Центральной Европы, чтобы сэкономить на издержках. Ведь зарплата немецкого рабочего, занятого в автопроме, в семь раз выше, чем у восточноевропейского коллеги, а рабочая неделя на 10% короче. Аналитики сомневаются, сможет ли теперь Германия конкурировать с более дешевыми моделями соседей. Некоторые уверены, что это будет последний завод, построенный в Западной Европе.

Аналитик частного банка Metzler во Франкфурте Джорген Пипер сомневается, что на решение разместить завод в Лейпциге повлияла политика. Выводить рабочие места из страны, в которой безработица достигла рекордного уровня со времени Второй мировой войны, было бы нелогично. Исполнительный директор BMW Хельмут Панке считает, что новый завод, как лакмусовая бумажка, покажет, может ли выжить производство в Германии. Он соглашается, что строительство сборочного завода, к примеру, в Чехии обошлось бы дешевле. Но и качество выпускаемых там автомобилей было бы ниже, уверен он.

Лейпциг выгоден не только с точки зрения близости к поставщикам. Большим преимуществом является то, что все рабочие говорят на немецком языке, избавляя тем самым от трат на переводчика. DaimlerChrysler называл эти же причины, когда открывал в Восточной Германии автомобильный завод по производству Smart и Mitsubishi Colt.

“Безусловно, по расположению мощностей Германия выигрывает из-за высокой квалификации рабочих, хорошо развитой инфраструктуры”, – говорят в DaimlerChrysler.

Планы BMW подчеркнули нежелание немецких производителей принимать натиск востока. Пока Fiat, Peugeot, Citroen вели экспансию в Восточной Европе, BMW, DaimlerChrysler обустраивались на родине. Даже Volkswagen, самый крупный автомобильный производитель в Европе, львиную долю своих машин тоже выпускает в Германии.

Высокие зарплаты трудящихся долгое время были недостатком немецкого автопрома. Даже в Лейпциге труд рабочих будет оплачиваться приблизительно на существующем в этой индустрии уровне. В Чехии зарплата составит одну треть из того, что BMW выплачивает сейчас, говорит Стефен Хеннинг из Industrial Investment Council.

Правда, компания договорилась с профсоюзом машиностроительных рабочих IG Metall о более гибком рабочем графике. Завод в Лейпциге будет загружен в зависимости от спроса 60–140 часов в неделю. Кроме того, BMW предполагает обмен рабочими между лейпцигским и другими заводами Германии в зависимости от спроса на ту или иную модель. (WSJ, 16.05.2005, Анастасия Бокова)