Компромат на Касьянова


В пятницу утром член думской фракции ЛДПР Алексей Островский заявил, что предложит комитету Госдумы по безопасности “запросить в Генпрокуратуре, МВД, ФСБ информацию о неправовых действиях М. М. Касьянова в период исполнения им полномочий председателя правительства”. Депутата интересует, имеются ли у силовиков “материалы, позволяющие рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел по экономическим преступлениям”. Островский не хочет обращаться в органы с собственным депутатским запросом. Обращение комитета по безопасности выглядит солиднее, объясняет он.

Прошлое Касьянова заинтересовало Островского на следующий день после пресс-конференции, на которой бывший премьер обвинил Кремль в демонтаже “демократических основ конституционного строя”. Ситуацию в России он охарактеризовал как “реставрацию советского строя с элементами госкапитализма” и объявил, что будет работать над объединением правой и левой оппозиции. “Госдума и президент должны быть другими”, – резюмировал бывший премьер, который не исключает возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах в президенты в 2008 г.

Депутат от ЛДПР не скрывает, что недоволен заявлениями Касьянова о необходимости объединить демократическую оппозицию в преддверии выборов. “Было бы хорошо, если бы оппозиция объединилась во главе с Касьяновым и маршем двинулась в сторону “Матросской Тишины”, – обосновал он бумагу на заседании 20 мая.

Представители других фракций не спешат подписаться под инициативой Островского. “Я против того, чтобы каждого человека, проявляющего свои политические амбиции, пугали Генпрокуратурой, – рассуждает первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. – Почему-то, когда Касьянов был у власти, депутаты ЛДПР такого желания не проявляли”. А лидер “Родины” Дмитрий Рогозин считает, что выходка Островского выгодна “самому Касьянову и либеральной общественности”, которые “смогут сказать, что Касьянова преследуют по политическим мотивам, как человека, сделавшего заявку на объединение оппозиции”.

Контролирующие палату “единороссы” говорят, что команды дать ход бумаге Островского к ним не поступало. А зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков отмечает, что ни ФСБ, ни МВД ни за что не предоставят Госдуме оперативную информацию, так как “не имеют права разглашать данные до окончания следствия”. Гришанкову непонятно, зачем обращаться в прокуратуру, ведь если бы уголовное дело против Касьянова существовало, “мы все об этом бы знали”.

Что думает о демарше жириновцев сам Касьянов, “Ведомостям” выяснить не удалось. Его пресс-секретарь Татьяна Разбаш лишь напомнила, что еще 19 мая на вопрос, не боится ли он уголовного преследования, Касьянов ответил: “В нашей стране все возможно”. “Нет ничего, что меня бы беспокоило в этой связи”, – добавил он.

Инициатива Островского может быть “звонком” Касьянову из Кремля, полагают эксперты. Глава крупного российского холдинга в начале апреля говорил “Ведомостям”, что в Кремле Касьянова считают “врагом № 1”. Впрочем, чиновники администрации президента отзываются о полити-ческих планах экс-премьера с подчеркнутой иронией. “Фракция ЛДПР и ее лидер всегда занимаются тем, что озвучивают те идеи, которые власти симпатичны и близки, но как-то их неудобно высказывать”, – отмечает глава Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. А политолог Дмитрий Орешкин полагает, что власть видит угрозу в любом открытом оппоненте – будь то Михаил Ходорковский или организаторы протестов против монетизации льгот.