“АвтоВАЗ” не одинок


Недавно министр экономического развития Герман Греф заявил, что в ближайшие два-три года иностранцы вложат в российский автопром $2 млрд. Все благодаря принятому постановлению правительства о промышленной сборке автомобилей, которое вступило в силу в апреле. Оно позволяет компаниям беспошлинно или по 3%-ной ставке ввозить в Россию комплектующие. Постановление установило срок, за который автопроизводитель должен организовать в России сварку, окраску, сборку. Для уже созданных предприятий этот срок ограничивается 18 месяцами, для новых – 2,5 года. После этого инвестор обязан начать сокращать “льготный” список комплектующих. За 4,5 года он должен уменьшиться на 30% от стоимости машины. Выбывшие из льготного списка комплектующие инвестор может закупать в России или ввозить с уплатой 15%-ной пошлины. Пока инвестсоглашение заключено только с “ИжАвто”, начавшим сборку Kia Spectra.

Еще до утверждения постановление вызвало множество нареканий со стороны российских автозаводов, и в первую очередь “АвтоВАЗа”. “Нас абсолютно не устраивает перечень комплектующих, зафиксированный в этом постановлении. В нем не хватает целого ряда компонентов, – поясняет представитель завода Александр Громков. – К тому же оно было разработано в первую очередь под новые проекты, и использовать его действующим заводам практически невозможно”.

Оказалось, что “АвтоВАЗ” не одинок в своем недовольстве “подарком” чиновников. Примерно такие же претензии есть и у работающих в России иностранных концернов – Ford и Renault. Как стало известно “Ведомостям”, с подачи этих компаний в минувший понедельник вопрос о корректировке постановления о промсборке обсуждался на очередном заседании консультативного совета по иностранным инвестициям в России. “В постановлении четко не прописано, как льготами могут воспользоваться уже существующие производства”, – поясняет суть претензий пресс-секретарь Ford Екатерина Кулиненко. Не ясно, как постановление может быть применено производителями компонентов, и в списке автокомпонентов нет всех необходимых деталей, уточняет она. А представитель Renault Наталья Мишенина добавляет, что порядок применения льгот на практике “требует дополнительных разъяснений и уточнений”.

Но чиновники считают претензии Renault и Ford необоснованными. “Они рассчитывают, что им будут зачтены уже сделанные инвестиции, в том числе в локализацию производства. Но подход должен быть ко всем одинаковым”, – поясняет сотрудник одного из профильных ведомств. “От Ford об этом слышать странно, ведь он локализовал производство, пользуясь льготами по режиму свободного таможенного склада”, – напоминает он. Но чиновник не согласен, что Ford, Renault и “АвтоВАЗ” объединили свои лоббистские усилия. “АвтоВАЗ” предлагает разрешить ему льготный ввоз комплектующих без всякого сокращения списка, а Ford и Renault кажется, что их поставили в неравные условия с заводами, начинающими сборку машин с нуля. “Ведь они могут пользоваться льготами и не сокращать список 2,5 года – в период организации окраски, сварки, сборки. А Ford и Renault прошли этот этап, и им придется сокращать списки быстрее”, – поясняет он. Собеседник сомневается, что постановление будет изменено. “Угодить всем сразу невозможно”, – резюмирует он. К примеру, в “Северсталь-Авто”, уже готовящей инвестсоглашение с Минэкономразвития, режимом промсборки довольны. “Его условия приемлемы, а мы уже подписали первые протоколы о сотрудничестве с отечественными производителями комплектующих”, – отмечает сотрудник автохолдинга.

Президент Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев считает, что чиновникам все же следует прислушаться к Ford и Renault: “Поднимаемые ими проблемы близки всему автопрому”. Но аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что Renault и Ford жизненно необходимо изменить порядок промсборки. Локализовать производство без ущерба качеству трудно. “Ford со своей идеей выбить “АвтоВАЗ” с рынка работает в убыток, и льготы ему очень нужны. А “Автофрамосу” необходимо держать низкой цену на Renault Logan”, – замечает она.