Суд как дестабилизатор


В Конституционном суде завершились слушания, посвященные проверке соответствия нового порядка назначения губернаторов основному закону страны. Вчера представители законодательной и исполнительной власти в течение нескольких часов объясняли, что президент, как гарант Конституции, вправе “реагировать на вызовы времени” посредством укрепления властной вертикали. Конституция допускает различные варианты замещения постов высших должностных лиц в регионах, доказывал представитель президента в КС Михаил Кротов, назначенный буквально за неделю до начала процесса. Суду, настаивал он, вообще не следует принимать к рассмотрению вопросы о полномочиях президента, поставленные под сомнение представителями СПС: “суждение КС относительно конституционности оспариваемых положений, регулирующих организацию госвласти субъектов <...> может фактически подорвать уже начавшийся процесс формирования органов государственной власти субъектов, тем самым дестабилизировав и так во многом сложную политическую и социально-экономическую обстановку в регионах”.

Кротова поддержал представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин, который напомнил, что ссылки на особенности конкретного этапа исторического развития страны уже появлялись в решениях КС. А представительница Госдумы Елена Мизулина сказала, что прямые выборы губернаторов могут даже навредить демократии.

Заявление Кротова бессмысленно с точки зрения права и не очень корректно с точки зрения этики, считает экс-судья КС Тамара Морщакова. “Решения КС действительно могут в какой-то степени играть роль дестабилизирующего фактора, он всегда в центре политических страстей, – соглашается она. – Но при этом должен избегать их влияния”. КС не должен вникать в обстоятельства представлений тех или иных функционеров о политической стабильности, убежден президент фонда “Индем” Георгий Сатаров. “Если товарищ этого не усвоил, то он просто не осведомлен ни в праве, ни в функциях Конституционного суда, ни в прочих материях, которые должен понимать человек на его посту”, – говорит Сатаров.