Штраф в обмен на время


Дело ЮКОСа пробило брешь в нормах, гарантирующих компаниям трехлетний срок давности по штрафам за неуплату налогов. В 2004 г. ФНС потребовала от компании уплатить 99,4 млрд руб. налогов, пени и штрафов за 2000 г. Чтобы обосновать превышение срока давности, арбитражный суд Московского округа с подачи ФНС поставил перед Конституционным судом вопрос, не противоречит ли Конституции трехлетний срок давности наказания за неуплату налогов. КС рассудил, что не противоречит, но если налогоплательщик препятствовал “нормальному ходу контрольных мероприятий”, то суд может признать причины пропуска сроков уважительными.

“Уренгойгазпром”, дочерняя компания “Газпрома”, в отличие от ЮКОСа не мешал проведению проверки, постановили арбитражные суды. Поэтому компании не придется платить штраф за не уплаченные в 2000 г. и начисленные в 2004 г. налоги. Но сам налог и пени компания уплатит, решил Высший арбитражный суд (ВАС).

“Уренгойгазпром” – 100%-ная дочка “Газпрома” и второе по добыче предприятие газовой монополии. Из добытых “Газпромом” в 2004 г. 545 млрд куб. м газа и 11 млн т нефти на “Уренгойгазпром” пришлось 142,8 млрд куб. м газа (26,2%) и 4,5 млн т нефти (40,9%).

Выездную проверку “Уренгойгазпрома” Межрегиональная инспекция МНС по крупнейшим налогоплательщикам начала 23 декабря 2003 г., она заняла всего четыре дня. Дату окончания проверки ВАС определил по справке о ее окончании. Этот документ составляют налоговики, но они не обязаны показывать его проверяемому, так что справки зачастую подписываются задним числом, замечает директор налогового департамента “Правовых консультаций” Дмитрий Костальгин.

Почти два месяца спустя, 13 февраля 2004 г., налоговики потребовали от “Уренгойгазпрома” заплатить 1,83 млн руб. налога на продажу горюче-смазочных материалов (ГСМ) за 2000 г. и пени, а также 0,2 млн руб. штрафа. Плюс к этому налоговики потребовали компанию заплатить 205,3 млн руб. пеней на недоимку 1998–1999 гг.

Суд первой инстанции отмел все притязания налоговиков. Девятый апелляционный суд Москвы согласился, что налоговики не могли в 2003 г. повторно проверять компанию за 1998–1999 гг. Но он решил, что 2,03 млн руб. налога, пени и штрафа за 2000 г. “Уренгойгазпром” заплатить все-таки должен, обойдя вопрос о сроках проверки. Третья инстанция, ФАС Московского округа, подтвердила, что “Уренгойгазпром” государству ничего не должен: “Выездная налоговая проверка проводилась в 2004 г., следовательно, проверкой могли быть охвачены только 2001–2003 гг.”.

ФАС МО пришел к этому выводу, поскольку налоговики проводили опросы свидетелей и направляли контрагентам “Уренгойгазпрома” требования о предоставлении документов в январе 2004 г., рассказывает менеджер ФБК Галина Акчурина, представлявшая интересы компании в суде. “Получается, формально проверка закончена в 2003 г., а фактически она проводилась уже в 2004 г., когда налоговики и добывали основные доказательства”, – говорит она.

Но ВАС рассудил, что о дате окончания проверки лучше всего свидетельствует справка о ее окончании. А опрашивать свидетелей, делать встречные проверки и требовать у компании документы налоговики могли и по окончании выездной проверки. Ведь время проведения проверки включает в себя только периоды, когда налоговики находятся на территории налогоплательщика – обследуют территорию и изымают документы, пишет ВАС.

Суд решил не подвергать сомнению достоверность справки, констатирует Юрий Воробьев, адвокат Baker & McKenzie. Впрочем, если выездная проверка действительно закончена, а не приостановлена, то опрашивать свидетелей и требовать новые документы налоговики уже не могут – эти мероприятия проводятся сугубо в рамках выездной проверки, добавляет Воробьев.

Но, согласившись с налоговиками, что проверка закончена вовремя, ВАС скостил “Уренгойгазпрому” 0,2 млн руб. штрафа. Он счел, что, начислив в феврале 2004 г. штрафы, налоговики не нарушили трехлетний срок давности проверок, но не вписались в такой же срок давности по штрафам.

Получается, ВАС разрешил налоговикам разменять штрафы на время, констатирует Костальгин. Не успевая закончить проверку до конца года, они могут спокойно составить справку и проверять компанию дальше, в результате теряя право на взыскание штрафов, зато получая налоги и пени, говорит Костальгин. А вот если проверка начата в декабре 2004 г., но закончена, судя по справке, в январе 2005 г., то шансы опротестовать и налоги, и штрафы за 2001 г. сильно повышаются, радуется налоговый менеджер крупного промышленного холдинга, одна из компаний которого попала как раз в такую ситуацию.