ДУМКА МОСКАЛЯ: Революционный ресурс


КИЕВ – Верный признак ноября – первый снег и легкая депрессия. В Киеве к этим признакам добавляется еще и революционная тематика – в городе снова появляются оранжевые флаги, знаменитые “стрички” и прочие “так”-атрибуты. Телеэфир и журнальные полосы переполнены воспоминаниями о прошлогодних событиях, оценками деятельности новой власти и рассуждениями об идеалах Майдана. Украинской революции исполнился год, и со стороны можно даже подумать, что она в самом разгаре, – но для полноты ощущений не хватает одного: эмоционального подъема.

Полевые командиры революции, ставшие теперь властью, решили это упущение поправить – первый день революции, 22 ноября, был объявлен Днем свободы, и празднование его, естественно, было проведено на майдане Незалежности. В центре Киева почти с документальной точностью была воспроизведена картинка революции – снова огромная сцена и все те же лидеры на ней, снова многотысячная толпа народу, снова – все в оранжевом, и снова – холодно. Но из оранжевых чиновников вышли бы плохие документалисты – им не удалось передать ни атмосферы, ни драйва настоящего Майдана. Причина же очень простая – режиссеры-документалисты, которые действительно сейчас снимают фильмы про революцию, подходят к своей работе профессионально и честно: даже в массовках там принимают участие только люди, прошедшие революцию и несущие в себе частичку того заряда, который давал Майдан.

У власти же, организовавшей действо, заряда, видимо, не осталось – в результате в этом году на Майдане в большинстве своем были абсолютно другие люди. Идеалы Майдана, о которых так любит говорить “оранжевая” власть, на самом деле предельно простые – уважение друг к другу, отсутствие хамства и радость. Про людей же, собравшихся на празднование Дня свободы, этого не скажешь – это было не единое целое, не “Разом нас багато”, а именно толпа абсолютно разных людей, зевак, собравшихся поглазеть на раскрученное мероприятие, – речи президента постоянно перебивал рев, запросто можно было встретить группки мрачных молодых людей, распивающих водку, и совсем не чувствовалось ни пафоса, ни радости происходящего.

И при всей моей любви к той революции так и хочется сказать – так им, организаторам акции, и надо. Как известно, как корабль назовешь, так он и поплывет. Оранжевую революцию так упорно и долго называли политтехнологией, что в умах бывших лидеров Майдана, а нынче – обычных чиновников и политиков произошел сбой: из реального события революция превратилась в обычный медиаповод, который всякий политик в преддверии выборов в Верховную раду обязан отработать. “Оранжевая” власть в данном случае поступила особо цинично – она решила использовать годовщину революции для того, чтобы эмоционально приятные воспоминания о Майдане трансформировать в голоса на выборах. По всему Киеву еще до празднования появились плакаты с лозунгами “Наша Революция – Наша Украина”, а во время самого действа на Майдане политический брэнд партии “Наша Украина” светился уже вовсю.

Так и выходит, что из события, прочувствованного почти всем населением страны, власти делают обычную предвыборную акцию – и разница между административным ресурсом, которым пользовалась власть старая, и революционным, который применяет власть новая, – минимальна. Если команда Кучмы на предыдущих выборах пользовалась всеми возможными методами, чтобы заставить людей голосовать за Януковича, то “оранжевая” команда в этом году ведет себя еще хитрей: она просто решила приватизировать самое ценное, что создал украинский народ, – революцию – и перепродать ее ему же в марте – но уже по двойной цене, потому что выборы в Верховную раду, скорее всего, будут гораздо важней для будущего страны, нежели президентские. Впрочем, приватизировать людей и их голоса будет труднее, чем перепродать “Криворожсталь”. Недаром ведь в прошлом году Майдан с таким энтузиазмом воспринял лозунг “Народ не быдло”, потому что украинцы правда не быдло, о чем, видимо, успешно забыла власть.

Отсутствие на праздновании Дня свободы эмоционального подъема и праздничной атмосферы – лишнее доказательство того, что революция принадлежит украинцам, а не политикам: все “оранжевые” лидеры и все атрибуты революции на Майдане были в полном объеме, а вот носителей революционного заряда – как-то мало. Официальное празднование годовщины революции проигнорировали почти все мои друзья, стоявшие в прошлом году на Майдане, и никто из них не носит оранжевой одежды. При этом праздник состоялся все равно – только настоящий, а не государственный: в этот день всем хотелось встретиться с теми, с кем они стояли тогда на площади, и вспомнить, что тогда чувствовали. А главное и общее чувство на самом деле было одно – свобода от власти. Так что “оранжевым” политикам стоит срочно сменить таргет-группу. Потому что никакими приватизациями и политтехнологиями чувство свободы у новых украинцев уже не отнять.