ДУМКА МОСКАЛЯ: Украина на грани фола


КИЕВ – Не успели украинцы отойти от праздничного загула и как следует насладиться исправно работающей газовой плитой, как политики, а точнее, депутаты Верховной рады, преподнесли своим избирателям подарок. Действуя, видимо, с похмелья, парламентарии устроили настоящую антипохмельную акцию. Украинцы, еще не успевшие как следует разобраться в причинах и последствиях кризиса газового, проснулись в стране, пораженной кризисом правительственным, гораздо более серьезным и долгосрочным.

Отставка Верховной радой правительства, отказ последнего ее принять, угроза президента Ющенко в ответ распустить парламент и сомнение в конституционности действий всех участвующих сторон – все это происходит в условиях отсутствия арбитра, т.е. Конституционного суда, который стараниями тех же депутатов до сих пор не действует.

Оппозиционеры, инициировавшие политический кризис, поясняют свое решение об отставке правительства неэффективным решением газовой проблемы нынешними чиновниками. По мнению Юлии Тимошенко, украинское правительство, заключив знаменитый газовый контракт, предало национальные интересы Украины и чуть ли не продалось России. На своей пресс-конференции 5 января Тимошенко апеллировала к многомиллиардным потерям страны, подсчитанным – при ближайшем рассмотрении – из расчета $230 за 1000 куб. м газа. Итоговую цену в $95 и отсутствие в газовом балансе Украины на 2006 г. российского газа вообще бывший премьер и большой знаток газовых схем в своих расчетах не учла.

В результате газовый кризис, оперативно и эффективно разрешенный Украиной и Россией, совместными стараниями различных оппозиционных сил превратился из проблемы экономической в чисто политическую. Кроме того, если еще неделю назад политика эта была по преимуществу международная, что помогало скорейшему достижению компромисса, то теперь она стала исключительно внутренней. Газ будет и у европейцев, и у украинцев, а вот новые политические проблемы достанутся только Украине.

Абсурдность экономических подсчетов Юлии Тимошенко и других украинских политиков, а также относительное безразличие украинцев к газовой теме указывают на то, что новый политический кризис вовсе не последствие газового. В этой истории гораздо важней предвыборная борьба, которая в силу политической реформы становится крайне острой. В случае вступления реформы в полную силу победившая на мартовских выборах партия сможет сформировать правительство, которое, в свою очередь, станет играть значительно большую роль, чем президент Ющенко.

Депутаты, объединившись в антипрезидентскую коалицию в надежде весной прибрать власть окончательно, действовали не очень дальновидно. В результате необдуманной отставки правительства Еханурова на Украине осталась только одна легитимная власть – президент Ющенко. Верховная рада, по мнению правительства и президента, действовала неконституционно. Аргументация президентской стороны звучит довольно убедительно. Единственная проблема – проверить это невозможно: депутаты продолжают блокировать утверждение состава Конституционного суда, который и должен был бы поставить точку в конфликте. В такой ситуации ни правительство, отказывающееся уходить в отставку, ни депутаты, которые принимают сомнительные решения, не могут рассчитывать ни на доверие населения, ни на полноту власти. Полнотой легитимности теперь обладает только выбранный населением президент Ющенко.

Разрулить политический кризис вряд ли удастся до выборов – парламент по-прежнему отказывается утверждать Конституционный суд, а президент уже объявил об отзыве своей подписи под политическим меморандумом с партией Януковича. Вопрос на самом деле в том, будут ли теперь выборы вообще и какая судьба ждет политическую реформу. Уже более-менее очевидно, что при вступлении в силу политреформы и при прогнозируемом раскладе будущего парламента, в котором партии Ющенко, Тимошенко и Януковича получат примерно равное представительство, политические кризисы станут на Украине явлением перманентным.

Виктору Ющенко в данной ситуации едва ли позавидуешь. Превратившись в единственную легитимную власть, он теперь несет ответственность за выход из политического кризиса. А напрашивающийся вывод – необходимость отмены или отсрочки политической реформы – шаг слишком резкий, учитывая, что Украина стараниями депутатов и так оказалась на грани фола. Если оранжевая революция напоминала 1991 г., то сегодня уже попахивает осенью 1993-го.